Динамика мыслительного процесса

Фазы мыслительного процесса.

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов, или фаз.

1. Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации.

Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности.

2. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами - в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи. Есть задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации.

Эти положения выступают иногда в виде правил, и решение задачи совершается в таком случае путем применения правил.

Практически, решая задачу по тому или иному правилу, сплошь и рядом вовсе не думают о правиле, не осознают и не формулируют его, хотя бы мысленно, как правило, а пользуются совершенно автоматически установившимся приемом. В реальном мыслительном процессе, являющемся очень сложной и многосторонней деятельностью, автоматизированные схемы действия - специфические «навыки» мышления - играют часто очень существенную роль.

3. Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза.

Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль.

4. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными для данного субъекта путями, определяется по преимуществу подвижными динамическими соотношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы - автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс. Поскольку определенные механизмы сложились, они определяют в той или иной мере протекание деятельности, но и сами они, в свою очередь, определяются ею, складываясь в зависимости от ее протекания. Так, по мере того как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает ее протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.

Существует несколько отличающаяся точка зрения на содержание фаз мыслительного процесса (Г. М. Кучинский):

1. Возникновение вопросов, противоречий:

• удивление;

• внимание;

• проявление ориентировочной активности.

2. Выдвижение гипотез.

3. Доказательство/Опровержение.

4. Рефлексия (оценка и т. д.).

Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии:

процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Р. Декарт определял рефлексию как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.

Дж. Локк определял ее как особый источник знания, основанный на внутреннем опыте.

Рефлексия в психологии - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», противоположность эгоцентризма.

Предметно-рефлективные отношения:

• сам субъект в реальности;

• субъект, каким он себя видит;

• субъект, каким он видится другим;

• субъект со стороны другого субъекта.

Кроме того, рефлексия - это компонент сложного взаимодействия

людей:

1. Конфликтное взаимодействие - в поведении любого индивида мы можем выделить внешний и внутренний план (один доступен, другой недоступен восприятию другого человека). В ситуации конфликта человек должен спрятать от другого внутренний план и попытаться раскрыть внутренний план противника.

2. Ситуация сотрудничества.

3. Ситуация решения задач.

Следует отметить, что у ребенка рефлексивные способности не развиты.

Были попытки определить следующие уровни рефлексии:

1) нулевой (присущий и детям и некоторым взрослым: когда мы не задумываемся о том, что думает другой);

2)средний;

3) мудрец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: