double arrow

Тема 4. Производственная логистика


Задача выбора поставщика с учетом правовых основ закупок. Методика выбора поставщика. Выбор условий поставки.

Имеется два основных критерия выбора поставщика:

1. Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость.

2. Качество обслуживания включает качество продукции и надежность обслуживания (гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течении заданного промежутка времени).

Прочие критерии выбора поставщика:

- удаленность поставщика от потребителя,

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов,

- наличие у поставщика резервных мощностей,

- организация управления качеством продукции у поставщика,

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика,

- риск забастовок у поставщика,

- способность поставщика обеспечить поставку запчастей в течении всего срока службы поставленного оборудования,

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

Способы выбора поставщика:

Государственные закупки осуществляются без применения процедур закупок в случаях закупки:




- товаров (работ, услуг) ежемесячно на сумму, не превышающую 30 базовых величин. Для целей применения этого случая запрещается разделять на отдельные части закупки однородных товаров (работ, услуг), включенных в годовой план закупок;

- товаров (работ, услуг), осуществляемой за счет внешних государственных займов, если в условиях их предоставления предусматриваются специальные требования к порядку выбора;

- товаров на товарных биржах или аукционах;

- товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) только одним юридическим или физическим лицом, в том числе если только конкретное юридическое или физическое лицо обладает исключительными правами на поставку данных товаров (выполнение работ, оказание услуг);

- товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь, поставщики (подрядчики, исполнители), которых в целях оказания отечественным изготовителям (подрядчикам, исполнителям) государственной поддержки определены в решениях Президента Республики Беларусь и т.д.

Процедура оформления конкурентного листа. Осуществляется если происходит закупка на сумму 30-1000 базовых величин. Под процедурой оформления конкурентного листа понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик (организатор, уполномоченная организация) осуществляет его выбор посредством сбора информации о цене за единицу товара (работы, услуги) не менее чем у трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если такого количества их нет, и предлагает заключить договор поставщику (подрядчику, исполнителю), цена за единицу товара (работы, услуги) которого будет наименьшей.



Процедура запроса ценовых предложений. Процедура запроса ценовых предложений проводится в случае, если ориентировочная стоимость закупки (исходя из годовой потребности) составляет от 1000 до 8000 базовых величин.

Под процедурой запроса ценовых предложений понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации или направляется юридическим и физическим лицам индивидуально, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший наименьшую цену ценового предложения.

Конкурс. При ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более проводится конкурс. Различают открытый, закрытый и двухэтапный конкурс.

Открытый конкурс – это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик информирует о проводимом конкурсе путем открытой публикации извещения о проведении конкурса.

Закрытый конкурс проводится в случае, если информация о закупаемых товарах (работах, услугах) может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) применяет закрытый конкурс с согласия вышестоящего органа. Алгоритм проведения данной процедуры закупки практически не отличается от алгоритма проведения открытого конкурса. Отличие является то, что информация о конкурсе не публикуется в открытой печати.



Двухэтапный конкурс. Этот конкурс будет проводиться в случаях, когда невозможно определить характеристики товаров (работ, услуг) и составить их подробные спецификации, если требуется проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и разработок, а также если заказчик принял решение о проведении предварительной квалификации участников.

Под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик (организатор, уполномоченная организация) предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) на определенный период времени.

В мировой практике используются следующие способы выбора поставщика:

- Метод рейтинговых оценок;

- Метод оценки затрат;

- Метод доминирующих характеристик;

- Метод категорий предпочтений.

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно–коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик. Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

1.Сущность, задачи и функции производственной логистики.

2.Варианты управления материальными потоками на предприятии.

3.Эффективность производственной логистики.

4.Перспективы развития производственно-логистической системы







Сейчас читают про: