Методологические принципы формирования и функционирования логистических систем

Логистические операции с материальными и информационными потоками.

Управление материальными потоками осуществляется с помощью логистических операций. К ним можно отнести: погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и т.д.

Материальным потокам сопутствуют информационные потоки. Логистические операции с информационными потоками - это сбор, обработка и передача информации.

Логистические операции можно классифицировать следующим образом:

1) по переходу права собственности на товар:

односторонние (внутри системы);

двусторонние (материальный поток входит в систему или покидает её);

2) по изменению потребительских свойств:

без добавления стоимости (погрузка);

с добавлением стоимости (расфасовка);

3) по природе потока:

с материальным потоком;

с информационным потоком

с финансовым потоком;

с сервисным потоком.

При управлении материальными и информационными потоками решаются следующие вопросы:

объём;

сроки;

средства;

пункты и пути транспортировки.

Данные общие вопросы разбиваются на частные (таблица 1.1.).

Таблица 1.1 - Проблемы при управлении материальными и информационными потоками

Разновидность потока Возникающие проблемы при:
Перемещении хранение перераспределении
Материальный - Объём перевозок; - Объём хранимых товаров; - Количество товаров, нуждающихся в перераспределении;
- начало, окончание и продолжительность перевозки; - время хранения; - продолжи-тельность пересортиров-ки;  
- виды транспортных средств; - типы складских помещений и методы хранения; - погрузочно-упаковочные механизмы;  
- транспортные пути. - места хранения (упорядо-ченное или произволь-ное хранение). - места пересорти-ровки.  
Информационный - Разовый объём передаваемой информации; - Разделение информа-ции на единицы хранения; - Объём данных, подлежащих реорганиза-ции;
- время передачи; - начало и окончание хранения; - время на реорганиза-цию;  
- форма передачи документа; - носители информа-ции; - используемые коды;  
- информационные магистрали (например: телефонная сеть), топология сетей - место хранения, накопитель информа-ции. - перекодировка в пункте отправки или получения данных.  

Ключевую роль в определении «методологии» играет понятие «принцип». Принцип или начало (лат. principium, греч. αρχή) – в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов [60].

Так, Э.Н. Кузьбожев и С.А. Тиньков выделяют следующие методологические принципы функционирования логистической системы: принцип целостности и делимости, наличие связей (между элементами системы имеются связи, которые должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать), организация (подразумевается наличие связей, которые объединяют отдельные элементы в единую систему), принцип интеграции.

И.А. Еловой определяет такие свойства логистической системы как целостность, членимость, сложность, изменчивость, связанность, организованность, стохастичность поведения, адаптивность, интегрированность, оптимальность.

Российский исследователь А. Землянский выделяет принципы управления логистической системой: принцип устойчивого динамического равновесия, принцип активной адаптации, принцип надежности, принцип необходимого резерва, принцип эффективного взаимодействия, принцип оптимального использования ресурсов, принцип достоверности информации, принцип учета, принцип контроля, принцип нормирования, принцип экономической безопасности.

Для построения и эффективного функционирования логистических систем приведенных выше принципов недостаточно, так как они не учитывают влияния окружающей среды, цели функционирования логистической системы, построения резервных систем управления и т. д. Поэтому основными методологическими принципами функционирования логистических систем в лесном комплексе являются следующие: системности, комплектности и целостности, адаптивности, интегрированности, конкретности, надежности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Принцип системности. Логистическая система состоит из большого числа подсистем, имеющих строгую иерархию, при рассмотрении которой, с точки зрения логистической системы, видно, что основными элементами выступают цепочки поставок, являющиеся сложными системами, состоящими из производителей, посредников, потребителей и т. д. Изучая предприятия лесного комплекса, определяем, что источником возникновения основного сырья – древесины – являются лесхозы. Они реализуют свою продукцию лесопромышленным предприятиям (деревообрабатывающим комбинатам, мебельным фабрикам, фанерным заводам и т. д.). Эти предприятия перерабатывают поступающее сырье. Отдельные виды готовой продукции (фанера, пиломатериалы, древесностружечные плиты и другие) предприятия отправляют на дальнейшую переработку, оставшиеся товарные группы (спички, мебель, бумага и т. д.) отправляют посредникам, которые занимаются их реализацией конечному потребителю.

Принцип комплектности и целостности. Этот принцип подразумевает под собой то, что определенные качества, присущие лишь логистической системе в целом, не свойственны ни одной из ее подсистем в отдельности. Система не сводится к простой совокупности подсистем. При расчленении ее на отдельные составляющие и изучении каждой из них в отдельности не представляется возможным оценить свойства системы в целом. Наличие этих качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Предполагается увеличение эффективности работы как путем оптимизации работы, которую выполняют отдельные подсистемы, так и путем повышения эффективности всей логистической системы в целом. Это может подразумевать под собой то, что иногда не все подсистемы работают оптимально, но в целом вся логистическая система работает настолько эффективно, насколько возможно.

Принцип адаптивности. Все логистические системы находятся в постоянно изменяющихся условиях: изменения законодательства, политической и экономической сред, конкуренции и т. д.

Этот принцип свидетельствует о том, что логистической системе предприятия лесного комлекса приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования. Так, например, с появлением ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее Биржа) у предприятий лесопромышленного комплекса появилась необходимость производить закупки древесного сырья на биржевых торгах, которые проводит биржа.

Принцип интегрированности. Чтобы добиться максимальной эффективности функционирования всей логистической системы необходимо сделать так, чтобы все элементы в ней действовали как единое целое. Можно выделить два уровня интеграции логистической системы.

На первом уровне происходит интегрирование элементов, входящих в логистическую сеть. Благодаря этому процессу лесопромышленные предприятия планируют свою деятельность эффективнее, получают более достоверную информацию о спросе; происходит снижение затрат, ускоряется движение материальных и информационных потоков, процессов закупок и т. д. Процесс интеграции может происходить путем создания стратегических альянсов, партнерств с поставщиками и потребителями продукции; создание собственных сбытовых, транспортных и снабжающих предприятий и т. д. Интеграцию на этом уровне можно разделить на два вида: вертикальную интеграцию, когда предприятия объединяются по всей длине цепочек поставок (логистической) и горизонтальную интеграцию. Примером первого типа интеграции может служить крупное лесопромышленное предприятие ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев». В его состав входят десятки филиалов, заготавливающих древесину и производящих пиломатериалы, шпон, фанеру, ДСП, спички, мебель, а также организации, занимающиеся реализацией готовой продукции. При таком виде интеграции для достижения общих целей объединяются предприятия, находящиеся на различных уровнях в цепях поставок. Примером горизонтальной интеграции в лесном комплексе может служить концерн «Беллесбупром» и Министерство лесного хозяйства, объединяющий наиболее крупные предприятия лесного комплекса.

На втором уровне интеграции происходит процесс объединения всех логистических операций, выполняемых на предприятии, в одну общую систему.

Принцип конкретности. Подразумевает под собой четкое определение конкретного результата деятельности всей логистической системы, в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями.

Для определения четких целей функционирования логистической системы необходимо определить стратегию, исходя из которой предприятие намечает цели для отдельных направлений работы. Исходя из целей отдельных направлений работы, предприятие определяет бизнес-цели для каждого товара или услуги, производимых предприятием. На основе бизнес-целей формируются цели для каждой системы или подсистем, функционирующих на предприятии. Одной из таких систем является логистическая система. Главной целью функционирования логистической системы является обеспечение оптимального движения материального потока от точки возникновения до точки конечного потребления для максимального удовлетворения нужд и потребностей покупателя с наименьшими для него затратами.

Принцип надежности. Реализация этого принципа является одним из важнейших приоритетов для всей логистической системы, так как это позволяет обеспечить безотказность и безопасность движения материальных и информационных потоков. Принцип надежности реализуется за счет резервирования коммуникаций и технических средств, при необходимости, изменения траектории движения материальных и информационных потоков. Кроме того, важным является защита информации, используемой внутри логистической системы. При использовании принципа надежности одним из важных элементов является информация о спросе у покупателей (потребителей продукции). Эта информация необходима для планирования работы мощностей всех элементов логистической системы на различных уровнях.

Тема 3. Закупочная логистика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: