Сущность и значение налогообложения имущества

Налог на имущество организаций. Налог на недвижимость

Имущественные налоги принадлежат к числу старых, традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. Широко используемое в современном налоговом законодательстве понятие «имущественные налоги» является по существу собирательным. Под общей шапкой скрывается целый конгломерат налогов и сборов по отношению к различным видам имущества. объединяющие их признаки состоят, во-первых, в том, что все они принадлежат к числу прямых, во-вторых, их плательщиками являются лица, владеющие имуществом, в-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как источник дохода. В остальном можно говорить об огромном разнообразии и многовариантности имущественных налогов. Различия касаются их наименования, круга субъектов и видов налогооблагаемого имущества, способов исчисления, порядка уплаты налогов др. Среди них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделки купли-продажи и другие операции с имуществом). Как известно, в России блок законов, регулирующих налогообложение имущества, был введен в ходе налоговой реформы конца 1980 — начала 1990-х гг. Большинство имущественных налогов были новыми по своему содержанию. Они ориентировались на развитие в стране рыночной экономики и соответствующих имущественных отношений. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, поведших к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества.

Наличие различных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество юридических лиц — неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Этот налог введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России.

Налог на имущество юридических лиц характеризуется многими учеными и практиками как трансформированная форма платы за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств (введенная реформой 1965 г. и упраздненная с переходом к рыночным формам хозяйствования). Такое суждение основано на некоторой схожести их налогооблагаемой базы — суммы запасов и затрат предприятий. Несмотря на это, налог на имущество предприятий следует считать новым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относятся рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путей стабилизации финансового состояния.

При взимании налога на имущество реализуются фискальная и экономическая функции налога. Первая — благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг). Вторая — через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от лишнего, неиспользуемого имущества.

Налог на имущество юридических лиц занимает в настоящее время центральное место в системе имущественного налогообложения России. Однако в доходных источниках бюджета он ведущей роли не играет. Так, на примере Саратовской области: в 2001 г. было собрано 317 млн руб. налога на имущество предприятий, что составило 9,16 % в общем объеме налоговых доходов бюджета области; в 2003 г. 494 млн руб. по налогу на имущество, что составило 9,2 % в общем объеме налоговых доходов бюджета Саратовской области.

Темпы поступлений налога в бюджет за последние пять лет не были стабильными. напротив, доля поступлений налога на имущество в общей сумме доходов бюджета несколько снизилась. Это связано в первую очередь с неотработанностью методических положений по переоценке основных фондов. Балансовая стоимость основных средств и другого имущества, числящегося на балансе предприятий и организаций, принимаемая к расчету налогооблагаемой базы по налогу на имущество, на несколько порядков ниже рыночной стоимости. В результате рост цен в большей степени сказывается на приросте общей суммы доходов бюджета, ибо эти доходы бюджета растут опережающими темпами по сравнению с ростом поступлений в бюджет налога на имущество.

За рубежом налоги на имущество юридических лиц и недвижимость считаются одними из основных видов местных налогов. В США удельный вес имущественных налогов в структуре доходов Федерального бюджета составляет 4 %, а города США обеспечивают до 40 % своих бюджетов в настоящее время за счет налога на имущество. В большинстве Западноевропейских государств налог на имущество (недвижимость) является существенным источником пополнения местных бюджетов. В Японии имущественные налоги занимают одно из центральных мест как в местном, так и в государственном бюджетах. Доля имущественных налогов в государственном бюджете Японии составляет 35 %, уступая первенство только подоходным налогам, а в местных бюджетах имущественные налоги являются главными источниками доходов и составляют 58 % от общих налоговых поступлений в бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: