Лекция 10. Государственное регулирование развития основных сфер хозяйственной деятельности

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность отношений субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов ведения хозяйства, построенных на принципах взаимной выгоды, эквивалентного обмена и соблюдения положений международного права.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предусматривает создание определенных условий и механизмов для эффективного развития отношений субъектов ведения хозяйства в разных странах.

Цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в:

— содействии обеспечению сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка;

— стимулировании прогрессивных структурных изменений в экономике;

— создании наиболее благоприятных условий для привлечения экономики Украины в систему мирового деления труда и ее приближения к рыночным структурам зарубежных стран;

- защите экономических интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;

— создании равных возможностей для всех субъектов внешнеэкономических отношений независимо от форм собственности;

— поощрении к конкуренции и ликвидации монополизма в этой сфере.

В основу государственной регулирования внешнеэкономической деятельности положенные принципы:

— адекватность национальным интересам и обеспечению экономической безопасности страны;

— учет требований современного мирового развития, деления труда, глобализационных процессов;

— формирование новой модели внешнеэкономического развития, сориентированной на европейскую интеграцию, приобретение полноправного членства в ЕС;

— обеспечение в соответствии с мировыми стандартами и критериями оптимальных параметров открытости национальной экономики;

— паритетности в отношениях с другими государствами;

— демократизации, демонополизации и деидеологизации внешнеэкономических связей;

— поддержки экспортного производства на основе критериев эффективности и конкурентоспособности.

Субъектами регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются:

· государственные органы в рамках их компетенции;

· сами субъекты ВЭД (предприятия, фирмы, организации);

· негосударственные органы управления и регулирования ВЭД (Всемирная торговая организация, Международный Валютный фонд, Международная торговая палата и др.);

· межгосударственные интеграционные объединения (например, Европейский союз).

Формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на период становления рыночных отношений являются нестабильными, но каждая из них имеет свой четко определенный предмет регулирования.

Регистрацию субъектов внешнеэкономической деятельности осуществляют с целью координации ее видов и контроля за развитием форм этой деятельности в государстве и по отдельным территориям.

Квотирование и лицензирование, экспортно-импортных товаров вводится с целью установления рациональной структуры и защиты внутреннего рынка.

Индикативный план экономического и социального развития Украины содержит раздел "Внешнеэкономическая деятельность", в котором разрабатываются мероприятия по развитию внешнего рынка, развитию совместных предприятий, использованию иностранных инвестиций и кредитов. Основными показателями этого раздела плана являются: внешнеторговый оборот, экспорт и импорт продукции, сальдо внешнеэкономических операций, платежный баланс, торговый баланс, показатели развития предприятий с иностранными инвестициями, объем иностранных кредитов и долги по ним.

Регулирование взаимных поставок важнейших видов продукции осуществляется на основе правительственных согласований об экономическом сотрудничестве между государствами на принципах взаимовыгодного обмена.

Таможенное регулирование Товары и другие предметы, которые ввозятся на таможенную территорию Украины и вывозятся из нее субъектами предпринимательской деятельности, определяются Кабинетом Министров Украины

Установление условий использования валюты, полученной субъектами ведения хозяйства от внешнеэкономических операций, является прерогативой государства и определяется законодательными актами, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.

Страхования внешнеэкономических операций осуществляют коммерческие страховые компании, а также другие субъекты внешнеэкономической деятельности, уставный предмет деятельности которых предусматривает страховые операции. Они касаются рисков, которые имеют место в практике ведения хозяйства.

Налогообложение субъектов внешнеэкономической деятельности направлено на поощрение экспорта продукции.

С целью поддержки внешнеэкономической деятельности Государственный экспортно-импортный банк Украины и другие уполномоченные банки осуществляют государственное кредитование его субъектов. Государство выступает гарантом коммерческих кредитов.

Внешняя торговля — это система экономических отношений между странами, основная цель которой заключается в ввозе и вывозе товаров и услуг.

Инструменты государственной регулирования внешней торговли разделяются на таможенные и нетаможенные. Среди них различают те, которые стимулируют экспорт — прямые и непрямые экспортные субсидии, и те, что ограничивают импорт — пошлину, квоты, лицензии и тому подобное, то есть торговые ограничения.

Во внешнеторговой политике выделяют две формы — протекционизм, и фритредер (свободная торговля).

Политика протекционизма реализуется путем квотирования и лицензирования

Квотирование означает ограничение количества или суммарной стоимости конкретных экспортно-импортных товаров. Квотирование внешней торговли осуществляется через ее лицензирование — выдачу разрешения на экспорт-импорт ограниченного объема и перечня продукции и запрещает нелицензированную торговлю. Если квота исчерпана, то прекращается экспорт-импорт товаров. В сдерживании внешней торговли квоты на импорт является более эффективным инструментом, чем пошлина. В то же время импортные квоты могут сопровождаться большими потерями сравнительно с пошлиной, особенно если квота, ограничивая ценовую конкуренцию, способствует монополизации национальной экономики. Кроме того, выдача лицензий может вызывать коррупцию в стране.

Важным инструментом внешнеторговой политики являются экспортные субсидии — льготы, которые предоставляются отечественным экспортерам для стимулирования вывоза товаров за границу. Экспортные субсидии способствуют уменьшению цен на продукцию, которая продается на внешних рынках, и финансовой стойкости производителя. Экспортные субсидии осуществляются в форме выплаты дотаций, а также льготного налогообложения, кредитования, страхования. По оценкам специалистов, экспортные субсидии не превышают 1 % стоимости экспорта, поэтому они существенно не влияют на мировую торговлю. Невзирая на это, СОТ запрещает их использование.

Платежный баланс — это статистический отчет о результатах внешнеэкономической деятельности страны за определенный период, который содержит систематизированную запись всех международных операций резидентов страны с нерезидентами и характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами за ее границами. Он составляется в национальной или иностранной валюте.

При составлении платежного баланса различают реальные и финансовые потоки. Движение товаров, услуг, материальных благ и нефинансовых активов называют реальными потоками. Движение требований и обязательств называют финансовыми потоками.

План лекции: (2 часа)

1.Сущность, цели и способы реализации государственной производственной политики.

2.Государственное регулирование отношений в агропромышленном комплексе Украины.

3.Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции.

Литература:

1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.

2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: