Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность отношений субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов ведения хозяйства, построенных на принципах взаимной выгоды, эквивалентного обмена и соблюдения положений международного права.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предусматривает создание определенных условий и механизмов для эффективного развития отношений субъектов ведения хозяйства в разных странах.
Цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в:
— содействии обеспечению сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка;
— стимулировании прогрессивных структурных изменений в экономике;
— создании наиболее благоприятных условий для привлечения экономики Украины в систему мирового деления труда и ее приближения к рыночным структурам зарубежных стран;
|
|
- защите экономических интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;
— создании равных возможностей для всех субъектов внешнеэкономических отношений независимо от форм собственности;
— поощрении к конкуренции и ликвидации монополизма в этой сфере.
В основу государственной регулирования внешнеэкономической деятельности положенные принципы:
— адекватность национальным интересам и обеспечению экономической безопасности страны;
— учет требований современного мирового развития, деления труда, глобализационных процессов;
— формирование новой модели внешнеэкономического развития, сориентированной на европейскую интеграцию, приобретение полноправного членства в ЕС;
— обеспечение в соответствии с мировыми стандартами и критериями оптимальных параметров открытости национальной экономики;
— паритетности в отношениях с другими государствами;
— демократизации, демонополизации и деидеологизации внешнеэкономических связей;
— поддержки экспортного производства на основе критериев эффективности и конкурентоспособности.
Субъектами регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются:
· государственные органы в рамках их компетенции;
· сами субъекты ВЭД (предприятия, фирмы, организации);
· негосударственные органы управления и регулирования ВЭД (Всемирная торговая организация, Международный Валютный фонд, Международная торговая палата и др.);
· межгосударственные интеграционные объединения (например, Европейский союз).
Формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на период становления рыночных отношений являются нестабильными, но каждая из них имеет свой четко определенный предмет регулирования.
|
|
Регистрацию субъектов внешнеэкономической деятельности осуществляют с целью координации ее видов и контроля за развитием форм этой деятельности в государстве и по отдельным территориям.
Квотирование и лицензирование, экспортно-импортных товаров вводится с целью установления рациональной структуры и защиты внутреннего рынка.
Индикативный план экономического и социального развития Украины содержит раздел "Внешнеэкономическая деятельность", в котором разрабатываются мероприятия по развитию внешнего рынка, развитию совместных предприятий, использованию иностранных инвестиций и кредитов. Основными показателями этого раздела плана являются: внешнеторговый оборот, экспорт и импорт продукции, сальдо внешнеэкономических операций, платежный баланс, торговый баланс, показатели развития предприятий с иностранными инвестициями, объем иностранных кредитов и долги по ним.
Регулирование взаимных поставок важнейших видов продукции осуществляется на основе правительственных согласований об экономическом сотрудничестве между государствами на принципах взаимовыгодного обмена.
Таможенное регулирование Товары и другие предметы, которые ввозятся на таможенную территорию Украины и вывозятся из нее субъектами предпринимательской деятельности, определяются Кабинетом Министров Украины
Установление условий использования валюты, полученной субъектами ведения хозяйства от внешнеэкономических операций, является прерогативой государства и определяется законодательными актами, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.
Страхования внешнеэкономических операций осуществляют коммерческие страховые компании, а также другие субъекты внешнеэкономической деятельности, уставный предмет деятельности которых предусматривает страховые операции. Они касаются рисков, которые имеют место в практике ведения хозяйства.
Налогообложение субъектов внешнеэкономической деятельности направлено на поощрение экспорта продукции.
С целью поддержки внешнеэкономической деятельности Государственный экспортно-импортный банк Украины и другие уполномоченные банки осуществляют государственное кредитование его субъектов. Государство выступает гарантом коммерческих кредитов.
Внешняя торговля — это система экономических отношений между странами, основная цель которой заключается в ввозе и вывозе товаров и услуг.
Инструменты государственной регулирования внешней торговли разделяются на таможенные и нетаможенные. Среди них различают те, которые стимулируют экспорт — прямые и непрямые экспортные субсидии, и те, что ограничивают импорт — пошлину, квоты, лицензии и тому подобное, то есть торговые ограничения.
Во внешнеторговой политике выделяют две формы — протекционизм, и фритредер (свободная торговля).
Политика протекционизма реализуется путем квотирования и лицензирования
Квотирование означает ограничение количества или суммарной стоимости конкретных экспортно-импортных товаров. Квотирование внешней торговли осуществляется через ее лицензирование — выдачу разрешения на экспорт-импорт ограниченного объема и перечня продукции и запрещает нелицензированную торговлю. Если квота исчерпана, то прекращается экспорт-импорт товаров. В сдерживании внешней торговли квоты на импорт является более эффективным инструментом, чем пошлина. В то же время импортные квоты могут сопровождаться большими потерями сравнительно с пошлиной, особенно если квота, ограничивая ценовую конкуренцию, способствует монополизации национальной экономики. Кроме того, выдача лицензий может вызывать коррупцию в стране.
|
|
Важным инструментом внешнеторговой политики являются экспортные субсидии — льготы, которые предоставляются отечественным экспортерам для стимулирования вывоза товаров за границу. Экспортные субсидии способствуют уменьшению цен на продукцию, которая продается на внешних рынках, и финансовой стойкости производителя. Экспортные субсидии осуществляются в форме выплаты дотаций, а также льготного налогообложения, кредитования, страхования. По оценкам специалистов, экспортные субсидии не превышают 1 % стоимости экспорта, поэтому они существенно не влияют на мировую торговлю. Невзирая на это, СОТ запрещает их использование.
Платежный баланс — это статистический отчет о результатах внешнеэкономической деятельности страны за определенный период, который содержит систематизированную запись всех международных операций резидентов страны с нерезидентами и характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами за ее границами. Он составляется в национальной или иностранной валюте.
При составлении платежного баланса различают реальные и финансовые потоки. Движение товаров, услуг, материальных благ и нефинансовых активов называют реальными потоками. Движение требований и обязательств называют финансовыми потоками.
План лекции: (2 часа)
1.Сущность, цели и способы реализации государственной производственной политики.
2.Государственное регулирование отношений в агропромышленном комплексе Украины.
3.Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции.
Литература:
1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.
2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.