Лекция 8. Финансово-кредитное регулирование экономики

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем и одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Планирование — ведущий элемент

системы управления, важный инструмент реализации социально- экономической политики государства. В рыночной экономике общегосударственное планирование

представлено бюджетным планированием, государственными социально- экономическими программами, государственными заказами, целевыми комплексными программами, планированием развития государственного сектора экономики.

Планирование — это сложный многоступенчатый процесс. В масштабах государства он начинается с предплановых исследований, и разработки прогнозов. Собственно ланированием можно считать создание концепции социально-экономического развития государства, в которой формулируются цели и приоритеты, основные аправления социальной, структурной, инвестиционной политики и др.

Главное в планировании — определение целей и путей их достижения, обеспечение сбалансированности и пропорциональности развития отраслей и регионов.

Планирование — это процесс создания модели намечаемого состояния объекта в будущем одновременно с установлением методов, способов и сроков достижения данного

состояния.

Планы имеют конкретные числовые параметры (плановые показатели), отражающие конечные цели социально-экономического развития, промежуточные результаты, затраты ресурсов для их достижения. Планы носят отчасти политический характер, соответствуют

политике правительства, т.е. в основе выбора пути развития социально- экономической системы не всегда лежат только экономические критерии.

Планы создаются на основе прогнозов, из нескольких вариантов которых выбирается один, наиболее приемлемый. Иногда разрабатывается резервный, аварийный вариант плана. План необязательно точно соответствует выбранному варианту прогноза.

Планирование можно разделить на директивное и индикативное, стратегическое и тактическое.

Директивное планирование — процесс разработки планов, имеющихсилу юридического закона. Особенность директивных планов состоит в их адресном характере, обязательности для исполнителей, установлении плановых заданий и распределении ресурсов для их выполнения. За реализацию директивных планов предусмотрена ответственность исполнителей. Вместе с тем в формировании таких планов исполнители участвуют слабо.

В условиях рынка сохраняются элементы директивного планирования в рамках государственного сектора экономики. Определенной степенью директивности обладают государственный бюджет, являющийся основным финансовым планом на макроуровне,

федеральные целевые программы, планы поставок продукции для общегосударственных нужд. Для каждого предприятия его план также является директивным документом.

Индикативное планирование представляет собой процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработку преимущественно косвенных, экономических мер государственного воздействия для достижения установленных индикаторов.

Стратегическое планирование отражает основные направления развития объекта. Оно включает выдвижение среднесрочных и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения. Кроме того, обязательно предусматривает возможные

изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и разрабатывает мероприятия, смягчающие негативные и усиливающие позитивные воздействия.

Стратегическое планирование должно осуществляться на всех уровнях управления, в том числе на общегосударственном.

Проблема общегосударственного планирования социаль­но-экономического развития страны в условиях рыночной экономики вызывает вполне закономерный вопрос: для чего нужно такое планирование и возможно ли оно вообще при рыночном хозяйстве?

С точки зрения традиционного мышления, такое плани­рование представляется абсурдным и практически невозмож­ным. Попытки противопоставления рынка плану, отказа от практики планового регулирования экономики имели место и в нашей стране в ходе проведения экономических реформ. Однако общегосударственное планирование экономического и социального развития не только возможно, но и в значи­тельной степени эффективно, и это подтверждает положи­тельный опыт Японии, Западной Европы, новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии.

Япония в послевоенные годы и, в частности, в после­дние тридцать лет в результате сравнительно быстрых темпов экономического роста превратилась во вторую по эконо­мической мощи державу мира. Но в отличие от директивного планирования, в течение многих лет используемого в нашей стране, общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер. Разрабатываемые здесь общегосударственные планы социально-экономическо­го развития формально — не законы, а государственные про­граммы, ориентирующие и мобилизующие отдельные зве­нья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

Разработчики первого японского общегосударственного плана, известного как "пятилетний план экономического са­мообеспечения" (1956—1960), исходили из того, что основу японской экономики составляют частные предприятия. Более того, их не смущало и существование серьезных трудностей в экономическом развитии Японии тех лет, включающих об­щую дезорганизацию экономики восстановительного перио­да, инфляцию, дефицит платежного баланса, наличие мас­совой безработицы и т. п. Авторы плана пришли к выводу: все эти проблемы могут быть решены с помощью разработки и выполнения общегосударственных среднесрочных и долгосроч­ных программ экономического развития.

Интересный опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции. Сразу после оконча­ния Второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поис­ка путей восстановления и дальнейшего развития экономики

В настоящее время процесс планирования французской экономики состоит из пяти этапов.

Первый этап — перспективный анализ, или прогноз. Речь здесь идет об определении долгосрочной перспективы — пе­риода, превышающего пять лет во временном отношении.

Второй этап, начинающийся после того, как закончена разработка перспективы, заключается в том, чтобы опреде­лить долгосрочные тенденции и попытаться заранее предус­мотреть моменты смены направления этих тенденций.

Третий этап — "стратегическое размышление" — состоит:

♦ в оценке сильных сторон экономики страны, которыми необходимо воспользоваться для дальнейшего движения впе­ред (например, наличие квалифицированной рабочей силы, мощного научного потенциала в той или иной сфере дея­тельности и т. д.);

♦ в анализе того, в чем составят слабости страны. При этом, естественно, необходимо стремиться использовать силь­ные стороны, а слабости компенсировать.

Этап непосредственного планирования, чтобы воплотить стратегию в совокупность целей, достижимых на протяже­нии ближайших четырех-пяти лет. Одновременно в общем плане формулируются и средства, позволяющие достичь по­ставленных целей. Это могут быть изменения налоговой по­литики, коррективы в политике научных исследований и т. п.

Последний этап — программирование. При этом намеча­емые на среднесрочный период в пять лет цели разбиваются на подразделы меньших размеров — в год, два.

.Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны.

План лекции: (2 часа)

1. Государственный бюджет как способ управления социально-экономическим развитием страны.

2. Денежно-кредитная политика страны.

3. Влияние государства на цены и ценообразование.

4. Государственный сектор в экономике

Литература:

1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.

2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.

1 Вопрос

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. В зависимости от административно-территориального уклада управления конкретной страны (двухступенчатого — центральные и местные органы или трехступенчатого — центральная власть, правительства республик, областей, земель, провинций, штатов и тому подобное, а также местные органы — муниципалитеты, территориальные общества, коммуны и тому подобное) бюджеты разделяются на центральные, региональные и местные. Между ними существуют достаточно сложные отношения относительно распределения доходов по видам поступлений и части в них отдельных бюджетов, а также через перераспределительные функции центрального бюджета.

Одно из центральных мест среди структурных элементов бюджетного процесса занимают бюджетные нормы и нормативы, бюджетные стимулы и санкции, бюджетное планирование и прогнозирование.

К важнейшим показателям, что характеризуют бюджет, принадлежат:

• часть средств, которая ежегодно распределяется через бюджет, в валовом внутреннем и чистом национальном продукте страны;

• покрытие бюджетных расходов доходами — дефицит или излишек поступлений сравнительно с расходами (последнее редко наблюдается как в развитых странах, так и в странах, которые развиваются);

• структура бюджетных расходов, в частности части на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.

• Государственные расходы осуществляются по статьям и направлениям на основании бюджетной классификации. По функциональным назначением их объединяют в несколько групп:

1. Финансирование государственных услуг общего назначения — государственное управление, судебная и правоохранительная деятельность, международная деятельность, национальная оборона и безопасность и тому подобное.

2. Финансирование производства общественных благ — наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и тому подобное.

3. Финансирование услуг, связанное с экономической деятельностью — расходы на развитие отраслей материального производства, осуществление структурной перестройки, реализацию целевых комплексных программ и тому подобное.

4. Расходы государственных целевых фондов — охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и тому подобное.

5. Другие расходы — обслуживание государственного долга, создания резервных фондов и запасов и тому подобное.

С помощью бюджета государство осуществляет финансирование развития отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности. Кроме прямого финансирования и прямых государственных инвестиций, бюджетное регулирование осуществляется в форме дотаций, субсидий, субвенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: