Вопрос
Вопрос
Вопрос
На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определяется перечень стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамик. Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ — набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами.
В чем преимущество программ и в каких случаях к ним необходимо прибегать?
Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов (а они всегда ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречим, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.
|
|
Во-вторых, программы служат действенным способом соединении саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.
В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный синергический (системный) эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва (с последующим его расширением), согласования проектов программы и взаимодействия сопряженных программ, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.
Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства".
Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы.
|
|
Недостатки программно-целевого метода
1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
2. «Забывчивость» систем управления.Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались.
3. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.
4. Недостаточная оперативность.Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы.
Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.
Сущность программно-целевого планирования состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.
Классифицировать программы можно по разным критериям — по объектам, характеру, срокам действия, территориальным масштабам. По объектам программирования можно выделить:
• сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны, крупных экономических районов по основным показателям;
• государственные программы по отдельным направлениям деятельности (государственная инвестиционная программа, программа конверсии, космическая программа и т.д.);
• экономические целевые программы по отдельным проблемам — социальные, научно-технические, инновационные, экологические, региональные, отраслевые и т.п. Некоторым особо важным программам придается статус президентских;
• отраслевые и проблемные программы, принимаемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе государственных программ;
• региональные целевые программы, принимаемые законодательными исполнительными органами областей или муниципальными органами (например, в крупных городах);
• межгосударственные программы в рамках СНГ;
• международные программы, в которых Украина принимает участие в качестве инициатора или одного из исполнителей;
• целевые программы, разрабатываемые и реализуемые государственными и негосударственными предприятиями, холдингами, банками и т.д. во исполнение программ более высокого уровня,
В настоящее время приняты многие программы такие как: Государственная программа занятости населения на 2001-2004 гг.; Национальная программа "Украинская семья"; Программа борьбы с бедностью; Программа компенсации обесцененых вкладов граждан; Национальная программа профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в Украине; Государственная программа улучшения состояния детей на 2001-2005 гг. и др.
|
|
Таким образом, программирование охватывает все направления Деятельности и все уровни управления. Однако пока оно дает мало эффекта из-за чрезвычайной множественности и пестроты программ, отсутствия жестких критериев их отбора. Фактически предусмотренные бюджетом ресурсы в значительной части ж поступают, программы не выполняются.
Все это дискредитирует систему стратегического управления, создает видимость активной деятельности, на деле не изменяющей реальных результатов, ведет к излишней затрате средств на разработку, рассмотрение и утверждение программ, многие из которых затем фактически не реализуются.
По характеру программ их можно подразделить на сводные, социальные, экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.
По срокам действия различают программы краткосрочные (на год-два), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (на 8-10 и более лет).
По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные и международные.
План лекции: (2 часа)
1. Макроэкономического планирования в системе государственного регулирования экономики.
2. Индикативное, директивное и стратегическое макроэкономическое планирование.
3. Опыт макроэкономического планирования в мировой практике.
4. Методы планирования
Литература:
1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.
2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.