ТНК имеют большие возможности положительного воздействия на экономику страны пребывания. Приток их прямых инвестиций достигает 5 % мировых валовых вложений в основной капитал. При этом ТНК в принимающей стране способствует развитию производства, усилению потока инвестиций, созданию инфраструктуры, росту науки и техники.
Однако, с другой стороны, в силу того, что многочисленные филиалы ТНК становятся составной частью экономической системы мирового хозяйства, национальные государства постепенно утрачивают контроль над экономическим ростом и не могут проводить успешную экономическую политику, поскольку важные решения в этой области принимаются в штаб-квартире корпорации. Нередко мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному увеличению прибыли приходят в противоречие с интересами принимающих стран.
К числу регламентирующих документов деятельность МК, принятых в 70-е гг. 20 века, относятся:
· Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях — принята ОЭСР в 1976 году. В приложении она содержит Руководящие принципы для многонациональных предприятий, соответствующие положениям национального права о картелях и конкуренции. Соблюдение документа носит добровольный характер;
|
|
· Ломейские конвенции о сотрудничестве между странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана и ЕС;
· конвенция между ЕС и Лигой арабских государств о взаимном поощрении и защите инвестиций;
· свод справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, часто применяемой ТНК;
· международный кодекс по передаче технологий, регулирующий передачу технологий, в том числе поканалам ТНК.
Выполнение этих соглашений контролируют различные международные организации, прямо или косвенно связанные с деятельностью ТНК.
Одновременно были созданы международные организации, занимающиеся вопросами деятельности ТНК:
1. Комиссия ООН по ТНК, занимающаяся всем комплексом вопросов, связанных с деятельностью ТНК.
2. Комитет по многонациональным предприятиям при Международной организации труда, контролирующий выполнение Трехсторонней декларации о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики (принят МОТ в 1977 году).
3. Комиссия ООН по международному торговому праву, которая, в частности, занимается урегулированием споров по инвестициям.
Начиная с 80-х годов многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации. Причинами этого стали:
Ø нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства,
|
|
Ø интернационализация МХ,
Ø изменения в социальной структуре общества,
Ø решение государственных экономических задач таких как:
Для развитых стран:
создание условий для долгосрочного экономического роста;
оказание повышенного внимания научно-технической политике;
укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;
качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.
Для развивающихся стран:
долговой кризис;
неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике;
Современная система регулирования бизнеса ТНК состоит из следующих уровней:
1. Национальный – законодательное и административное регулирование ПИИ для развития национальной экономики принимающих стран, а также специальные двусторонние соглашения по инвестиционным вопросам
2. Региональный – в рамках интегрированных объединений – регулирование широкого круга вопросов, прямо или косвенно затрагивающих ТНК и ПИИ.
3. Международный.
В настоящее время существуют следующие пути решения проблем регулирования деятельности ТНК в масштабах МХ:
§ разработка международных норм, стандартов и инструментов, способных обеспечить относительную стабильность, предсказуемость и открытость процессов иностранного инвестирования ТНК.
§ выработка принципов взаимоотношений между национальными государствами и ТНК
§ формирование международной системы регулирования “глобальной конкуренции и ограничительной деловой практики”
Рекомендуемая литература по изучению курса