Определение сравнительного менеджмента

Принципы и методы сравнительного менеджмента

Основные подходы к сравнительному менеджменту

Взаимосвязь сравнительного менеджмента с другими дисциплинами

Определение сравнительного менеджмента

Тема 1. Понятие и сущность сравнительного менеджмента

Основные причины интереса исследователей к вопросам сравнительного менеджмента

Интерес исследователей к вопросам сравнительного менеджмента определяется следующими причинами:

1. Все более усиливающимися процессами глобаизации;

2. Возрастающими процессами транснационализации экономической деятель­ности (появление новых ТНК и расширение деятельности уже существующих с преимущественным выходом на рынки новых стран);

3. Достижениями экономики конкретной страны (экономические, научно-технические, производственные) или проводимы­ми в ней реформами.

Так, например, в 1950-1960-е гг. возникла концепция универсального менеджмента, а американский менеджмент стал восприниматься как эталон, ибо именно американская экономика в эти годы демонстрировала су­щественно лучшие результаты, чем любая другая (европейская или японская).

Аналогичным образом экономические и технические достижения Японии 1960-1980-х гг. закономерно увязывались с японской моделью менеджмента, что, в свою очередь, объясняет значительное количество посвященных этой модели публикаций в США и Западной Европе. Исследователей интересовал перенос в экономику западных стран японских организационных форм, их внутрифирмен­ных и межфирменных организационных структур, а также институциональных механизмов.

Интеграционные процессы в Европейском союзе обусловили интерес к евро­пейской модели менеджмента и ее страновым вариациям. Предметом широкой дискуссии стали парадигма евроменеджмента и соотношение конвергентных и дивергентных факторов в процессе европеизации стилей менеджмента в европей­ских организационных культурах.

Динамичное развитие экономики КНР в конце XX — начале XXI вв. не в по­следнюю очередь объясняется особенностями китайского менеджмента.

Необходимо отметить, что в последнее время рыночные преобразования в России вызывают интерес западных исследовате­лей и к российской модели менеджмента.

Сравнительный менеджмент — это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные национальные модели менеджмента. Причем даже в тех исследованиях, которые посвящены модели менеджмента одной страны, сравнительный подход присутствует в неявном виде, ибо с учетом процессов глобализации любое исследование такого рода требует рассмотрения страновой модели менеджмента в общемировом контексте.

Сравнительный менеджмент обладает следующими особенностями:

Во-первых, предметом изучения выступают здесь управленческие отношения в мультинациональной среде. Другими словами предметомсравнительного менеджмента являются национальные модели менедж­мента, сходства и различия в которых определяются культурно-институциональ­ными особенностями стран и регионов.

Во-вторых, сравнительные исследования являются ведущим методом. Основной задачей можно назвать стремление понять, как можно организовать работу в мультинациональной среде в условиях взаимодействия различных деловых культур.

Проблемы, исследуемые сравнительным менеджментом, можно разделить на три основных блока:

1. как и каким образом, национальные особенности оказывают влияние на поведение людей внутри фирмы;

2. каким образом представители разных национальностей взаимодействуют внутри фирмы;

3. определить способы принятия решения международным менеджером в мультинациональной среде.

Различие между терминами «управление» и «менеджмент»

Термин «управление» применяется по отношению к любым тех­ническим, биологическим, производственным, социально-экономи­ческим, логическим и другим системам, а «менеджмент» — только по отношению к социально-экономическим и производственным системам, отдельным управляющим, менеджменту (управляющим предприятия) и коллективу в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: