Влияние глобализации на вопросы сравнительного менеджмента

Основные причины интереса исследователей к вопросам сравнительного менеджмента

Влияние глобализации на вопросы сравнительного менеджмента

Тема 0. Введение в сравнительный менеджмент

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

для магистров дневной формы обучения

Преподаватель: к.э.н., доц. О.В. Калинина

Санкт-Петербург

Тема 0. Введение в сравнительный менеджмент………………………….…….4

0.1. Влияние глобализации на вопросы сравнительного менеджмента…...…4

0.2. Основные причины интереса исследователей к вопросам сравнительного менеджмента………………………………………………………………….….6

Тема 1. Понятие и сущность сравнительного менеджмента…….…………….7

1.1. Определение сравнительного менеджмента………………………..…….7

1.2. Взаимосвязь сравнительного менеджмента с другими дисциплинами…8

1.3. Основные подходы к сравнительному менеджменту………………..…..9

1.4. Принципы и методы сравнительного менеджмента………….…………10

Тема 2. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента….……..12

2.1. Историческое развитие международного бизнеса и становление сравнительного менеджмента……………………………………………..…..12

2.2. Становление сравнительного менеджмента как учебной дисциплины за рубежом………………………………………………………………….……...18

2.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России…………….….23

Тема 3. Культурный анализ в сравнительном менеджменте……………..….26

3.1. Понятие и сущность культуры……………………………………...…….26

3.2. Теории культуры………………………………………………………..….28

3.3. Слои и блоки культуры…………………………………...………..….…..36

3.4. Понятие культурного стереотипа…………………………………...…….36

3.5. Кластеризация культур…………………………………………….....……37

3.6. Понятия конвергенции и дивергенции…………………………...………38

Тема 4. Классификация деловых культур……………………………….……..41

4.1. Классификация деловых культур по Холлу……………………..….……41

4.2. Классификация деловых культур по Льюису………………………..…..45

4.3. Классификация деловых культур по Триандису……………….….…….46

Тема 5. Теория Г. Хофштеде………………………………………………………49

5.1. Введение в учение Хофштеде…………………………………………….49

5.2. Индекс «дистанция власти» (РD)……………………...………………….50

5.3. Индекс «избегание неопределенности» (UA)……………………………51

5.4. Индекс «индивидуализм» (IN)……………………………………………53

5.5. Индекс «маскулинизм»………………………………...…...……………..54

5.6. Оценка менеджмента стран по параметрам Хофштеде…………...…….56

Тема 6. Теория Ф. Тромпенаарса…………………………………………..…….58

6.1. Культурные измерения Тромпенаарса…………………………...………58

6.2. Отношение ко времени и окружающей среде по Тромпенаарсу………62

6.3. Кластеризация стран Тромпенаарса…………………………………..….65

Тема 7. Теория конкурентоспособности наций М. Портера…………………67

7.1. Модель Портера: основные понятия……………………………..………67

7.2. Конкурентный ромб Портера…………………………………………….69

Тема 8. Основы межкультурной коммуникации в системе сравнительного менеджмента…………………………………………………………………..……76

Введение…………………………………………………………………..……76

8.1. Коммуникация как процесс и ее составляющие…………………….…..76

8.2. Понятие межкультурной организационной коммуникации……………79

8.3. Основные виды коммуникации в межкультурном аспекте…………….81

8.4. Основные стили межкультурной коммуникации………………………..91

8.5. Проблемы межкультурной коммуникации………………………………92

8.5.1. Культурные шумы в коммуникационном процессе…………..…92

8.5.2. Коммуникация и языковые барьеры……………………….……..94

8.6. Управление кросс-культурной коммуникацией………………….……..97

 

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, при­обретает все больший вес и влияние.

Глобализация – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочий силы и знаний, основанный на развитии информационных технологий. Процесс глобализации является объективной закономерностью, не зависящей от воли и действий отдельных людей, правительств и государств.

В основе глобализа­ции лежит интернационализация воспроизводственного процесса в масштабе ми­ровой экономики, который с целью оптимизации затрат и получения максимальной прибыли ломает национальные барьеры и становится интернациональным.

Следовательно, глобализация движима в первую очередь экономическими причинами. Вывод продукции за национальные рамки осуществляется с целью приближения производства к источникам сырья и рынкам сбыта товаров, сниже­ния издержек производства и трансакционных расходов, приближения к рынкам продаж, сферы предоставления услуг послереализационного сервиса, для освое­ния новых секторов и сегментов мирового рынка ради расширения бизнеса и по­лучения более высоких результатов хозяйственной деятельности.

Новая фаза деловой активности характеризуется и ускоряющимися темпами роста прямых иностранных инвестиций, и увеличением объемов внутрифирмен­ной торговли. Наряду с основными производствами создаются сборочные пред­приятия в разных странах, усложняются системы поставок транснациональных корпораций в результате поглощений, организуются совместные предприятия, используются и другие формы взаимодействия.

Нарастающие процессы глобализации неразрывно связаны с развитием эконо­мики передовых индустриальных стран. Она способствовала и рождению новых индустриально развитых стран, в первую очередь в Юго-Восточной Азии (Юж­ная Корея, Тайвань, Гонконг), а также стран, успешно приближающихся к этой стадии.

Успешное развитие глобализации напрямую взаимосвязано с информационно-коммуникационной революцией конца XX столетия. Только благодаря технологи­ческим возможностям в области средств информации и коммуникаций удалось реализовать главную организационно-управленческую задачу этого феномена — работу единой системы в режиме реального времени в международных масштабах.

Глобализация и рост информационной экономики заставляют по-новому взглянуть на соотношение конвергентных и дивергентных факторов в развитии человечества начала XXI в. С одной стороны, как писал около двадцати лет назад Т. Левит, мы являемся свидетелями процесса конвергенции, все более усиливаю­щейся общности различных частей мира. Возникают глобальные рынки стандар­тизированных потребительских товаров с гомогенизированной структурой пред­почтений и потребителей. Достоянием прошлого становятся многие различные, свойственные той или иной культуре предпочтения, национальные вкусы и стан­дарты, а также бизнес-институты.

Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнооб­разие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных мо­делей менеджмента. Если бы все рынки стали глобальными, то мир менеджеров, как пишут Р. Абделал и Р. Тедлоу, стал бы скучным, ибо речь шла бы о единствен­ной стратегии управления и одной универсальной модели менеджмента, пригод­ной для этих рынков.

Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, прояв­ляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Плодами глобализации и информационно-коммуникационных тех­нологий пользуются в основном развитые страны, прежде всего США, усиливая свое технологическое, экономическое, политическое, идеологическое и культур­ное влияние на остальной мир. Проявления глобализации в виде «макдональдизации» общественных отношений наталкиваются на стремление сохранить и от­стоять культурную самобытность.

Вместе с тем становится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-ин­ституциональное разнообразие вполне может способствовать достижению кор­поративных целей.

Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития инфор­мационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов куль­туры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: