Сравнительный менеджмент является межпредметной дисциплиной, включающей положения антропологии, этнографии, лингвистики, психологии, социологии, культурологии и др.
Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента. В наибольшей степени он связан с такими дисциплинами как:
· менеджмент;
· международный менеджмент;
· кросс-культурный менеджмент;
· международный бизнес.
Все то, чем занимается сравнительный менеджмент, следует считать методологической основой международного менеджмента, поскольку абсолютным условием его успешности является всестороннее изучение феномена культуры в сравнительном контексте, анализ и оценка возможностей и ограничений, которые несут в себе культурные константы. При таком подходе следует считать правомерным изучение сравнительного менеджмента параллельно (и даже с известным опережением) с международным менеджментом.
Международный менеджмент изучает управленческие отношения в международных компаниях. Преподавание этой дисциплины началось российских вузах несколько раньше, чем сравнительного менеджмента. Однако скоро выяснилось, что основные вопросы, изучаемые в международном менеджменте (привлечение иностранных инвестиций, выбор страны размещения зарубежных подразделений и филиалов, создание международных стратегических альянсов и совместных предприятий) требуют учета культурных различий, сопоставления и «стыковки» различных стилей менеджмента.
|
|
Другими словами, международный менеджмент и сравнительный являются очень близкими дисциплинами. По этой причине иногда теоретический курс носит название «Международный (и) сравнительный менеджмент».
Если говорить о связи сравнительного менеджмента с кросс-культурным, то здесь необходимо выделить два основных подхода к этому вопросу, а именно:
ü Международный подход;
ü Кросс-культурный подход.
Международный подход включает сопоставления (сравнения) моделей менеджмента с целью выявления сходств и различий между странами.
Кросс-культурный подход также предполагает сравнения, но они нацелены преимущественно на идентификацию социокультурного контекста в управленческой практике.
Кросс-культурный менеджмент изучает поведение людей, представляющих разные культуры и работающих вместе в одной организационной среде.
Кросс-культурный менеджмент дополняет сравнительный менеджмент, который фокусируется на идентификации сходств и различий между национальными моделями менеджмента, за счет добавления еще одного измерения — кросс-культурного взаимодействия.
Актуальность такой дисциплины и сферы исследований предопределяется тем, что взаимодействие людей из разных стран и культур осуществляется на фоне растущего многообразия форм и методов организации и управления транснациональными фирмами, международными проектами, межстрановыми рабочими группами (глобальными командами), стратегическими альянсами.
|
|
Можно заметить, что речь идет о традиционных вопросах дисциплины «Организационное поведение», таких, как мотивация, лидерство, принятие решений, групповая динамика, но рассматриваемых в международном контексте. Таким образом, кросс-культурный менеджмент расширяет область организационного поведения за счет мультикультурного измерения.
Таким образом, кросс-культурный менеджмент можно рассматривать и как самостоятельный курс, и как раздел сравнительного менеджмента, в рамках которого изучается влияние культурных различий на эффективность ведения бизнеса в компаниях, или, другими словами, управленческие отношения в мультикультурной среде.