Взаимосвязь сравнительного менеджмента с другими дисциплинами

Сравнительный менеджмент является межпредметной дисциплиной, включаю­щей положения антропологии, этнографии, лингвистики, психологии, социологии, культурологии и др.

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента. В наибольшей степени он связан с такими дисциплинами как:

· менеджмент;

· международный менеджмент;

· кросс-культурный менеджмент;

· международный бизнес.

Все то, чем занимается сравнительный менеджмент, следу­ет считать методологической основой международного менеджмента, поскольку абсолютным условием его успешности является всестороннее изучение фено­мена культуры в сравнительном контексте, анализ и оценка возможностей и ог­раничений, которые несут в себе культурные константы. При таком подходе следует считать правомерным изучение сравнительного менеджмента парал­лельно (и даже с известным опережением) с международным менеджментом.

Международный менеджмент изучает управленческие отношения в междуна­родных компаниях. Преподавание этой дисциплины началось российских вузах несколько раньше, чем сравнительного менеджмента. Однако скоро выяснилось, что основные вопросы, изучаемые в международном менеджменте (привлечение иностранных инвестиций, выбор страны размещения зарубежных подразделений и филиалов, создание международных стратегических альянсов и совместных предприятий) требуют учета культурных различий, сопоставления и «стыковки» различных стилей менеджмента.

Другими словами, международный менеджмент и сравни­тельный являются очень близкими дисциплинами. По этой причине иногда тео­ретический курс носит название «Международный (и) сравнительный менедж­мент».

Если говорить о связи сравнительного менеджмента с кросс-культурным, то здесь необходимо выделить два основных подхода к этому вопросу, а именно:

ü Международный подход;

ü Кросс-культурный подход.

Международный подход включает сопоставления (сравнения) моделей менедж­мента с целью выявления сходств и различий между странами.

Кросс-культур­ный подход также предполагает сравнения, но они нацелены преимущественно на идентификацию социокультурного контекста в управленческой практике.

Кросс-культурный менеджмент изучает поведение людей, представляющих раз­ные культуры и работающих вместе в одной организационной среде.

Кросс-культурный менеджмент дополняет сравнительный менеджмент, который фокусируется на идентификации сходств и различий между национальными мо­делями менеджмента, за счет добавления еще одного измерения — кросс-куль­турного взаимодействия.

Актуальность такой дисциплины и сферы исследований предопределяется тем, что взаимодей­ствие людей из разных стран и культур осуществляется на фоне растущего многооб­разия форм и методов организации и управления транснациональными фирмами, международными проектами, межстрановыми рабочими группами (глобальными командами), стратегическими альянсами.

Можно заметить, что речь идет о тради­ционных вопросах дисциплины «Организационное поведение», таких, как мотива­ция, лидерство, принятие решений, групповая динамика, но рассматриваемых в международном контексте. Таким образом, кросс-культурный менеджмент расширяет область организационного поведения за счет мультикультурного измерения.

Таким образом, кросс-культурный менеджмент можно рассматривать и как самостоятельный курс, и как раздел сравнительного менедж­мента, в рамках которого изучается влияние культурных различий на эффектив­ность ведения бизнеса в компаниях, или, другими словами, управленческие отно­шения в мультикультурной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: