Наличие смежных и обслуживающих отраслей

УСЛОВИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА

Итак, среди условий внутреннего спроса наибольшее значение имеют:

• структура спроса (сегментация рынка и природа покупательских потребно­стей, объем рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о по­требностях, уровень образованности потребителей, концентрация населения, государственные закупки, национальные стандарты качества);

• объем и характер роста внутреннего спроса;

• механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке переда­ются на рынки зарубежных стран.

Объем и качество спроса на внутреннем рынке. Национальный рынок может быть относительно большим, а спрос на нем – огромным благодаря высокому уровню доходов населения, умело проведенной рекламной политике и т. п. Напротив, возможен такой вариант, что при узости национального спроса существует огромный рынок для производимой продукции как внутри страны, так и за рубежом.

Требовательность и информированность потребителей внутреннего рынка. Требовательные и хорошо информированные потребители заставляют отечествен­ных производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, изобретать качественно новые продукты.

Искушенные и квалифицированные потребители, таким образом, способствуют появлению высо­коклассных национальных компаний, которые «усилиями» своих потребителей выводятся в число мировых лидеров. Первенство японских производителей аудио- и видеотехники на мировом рынке как раз и объясняется требовательностью япон­ских покупателей к качеству и внешнему виду продукции.

При этом важно, чтобы внутренний спрос соответствовал тенденциям на мировом рынке. В таком случае, если товар неплохо продается внутри страны, его можно предлагать повсюду, и наоборот: товар, никому не нужный внутри страны, невозможно вывести на мировой рынок.

Здесь принимается во внима­ние конкурентоспособность родственных и поддерживающих отраслей, посколь­ку развитие одной отдельно взятой отрасли фактически способствует процвета­нию смежных отраслей.

Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяе т:

§ реали­зовывать совместные проекты развития;

§ способствует возникновению альянсов;

§ внедряются новые методы производства и управления;

§ снижаются транзакционные издержки;

§ усиливается обмен информацией между специалистами различ­ных отраслей.

Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные от­расли, но и целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрирова­ны по вертикали либо горизонтали.

Большое значение в развитии кластеров отводится средствам массовой ин­формации, коммерческой рекламе. Это способствует повышению узнаваемости производителей и их продукции в потребительской среде, налаживанию производ­ственных связей между представителями смежных сфер деятельности, конкурен­тоспособности товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: