Лекция по теории физической культуры

Канд.пед.наук, доцента В.И. Лекштанова и Канд.пед.наук, доцента В.И. Сытника

Физическая культура - специфическая часть общей культуры человека - составляет важную часть культуры общества.

Физическая культура направлена на физическое совершенствование человека, на оптимизацию физического развития и обеспечение работоспособности.

Спорт по сути своей есть соревновательная деятельность.

Спорт - это исторически сложившаяся форма развития, выявления и сравнения физических возможностей человека.

Спорт направлен на достижение возможно более высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником.

В своем жизненном воплощении спорт - это неуклонное стремление человека к расширению «границ» своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков и развитие и совершенствование физических (двигательных) качеств человека, совокупность которых определяет его физическую работоспособность.

Физическая культура, физическое воспитание и спорт содействуют всестороннему развитию личности.

Физическое совершенство - оптимальная мера гармоничного физического развития и разносторонней физической подготовленности человека к трудовой, оборонной и другим сферам жизнедеятельности человека.

Физическое совершенство выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья.

В широком понимании физическая культура понимается как система жизнеобеспечения, включающая в себя и гигиенические навыки, и режим труда и отдыха, сна и питания, и достаточную в течении дня и недели двигательную активность, т.е. все то, что обеспечивает телесное и нервно - психическое здоровье. Следовательно, физическая культура - это:

телесная культура человека.

Физическая культура - продукт созидательной деятельности общества. Она наследует не проходящие культурные ценности, созданные человечеством в прошедших эпохах и, в то же время, изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для ее развития в настоящее время.

Социальная практика физического воспитания является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от прежних поколений к теперешнему. В то же время это - способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их и совершенствуют.

Формирование в процессе физического воспитания двигательных качеств есть по сути процесс управления и коррекции их естественного развития, посредством нормированных функциональных нагрузок и использования условий внешней среды.

Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств человеческого организма в течении его жизни.

Уровень физического развития (физическая развитость) может быть высоким, средним или низким. Этот уровень определяется количественными (антропометрическими) показателями:

длиной и массой тела, окружностью талии, грудной клетки, бицепса и т.п. и качественными (функциональными) показателями: динамометрией, жизненной емкостью легких и т.п.


Процесс физического развития в принципе управляем; в целесообразном направляющем воздействии на этот процесс состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоничное совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность и даже отодвинуть сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Физическая подготовка есть процесс подготовления, подведения человека к выполнению той или иной социальной функции, например, к трудовой или оборонной деятельности, связанной с необходимостью применения двигательных качеств и навыков.

Двигательные (физические) качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость - рассматриваются, как основные, ведущие качества. Могут иметь место в физическом воспитании и спорте и специальные двигательные качества - быстрота реакции, чувство мяча, чувство партнера, чувство времени, чувство дистанции и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: