Канд.пед.наук, доцента В.И. Лекштанова и Канд.пед.наук, доцента В.И. Сытника
Физическая культура - специфическая часть общей культуры человека - составляет важную часть культуры общества.
Физическая культура направлена на физическое совершенствование человека, на оптимизацию физического развития и обеспечение работоспособности.
Спорт по сути своей есть соревновательная деятельность.
Спорт - это исторически сложившаяся форма развития, выявления и сравнения физических возможностей человека.
Спорт направлен на достижение возможно более высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником.
В своем жизненном воплощении спорт - это неуклонное стремление человека к расширению «границ» своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков и развитие и совершенствование физических (двигательных) качеств человека, совокупность которых определяет его физическую работоспособность.
|
|
Физическая культура, физическое воспитание и спорт содействуют всестороннему развитию личности.
Физическое совершенство - оптимальная мера гармоничного физического развития и разносторонней физической подготовленности человека к трудовой, оборонной и другим сферам жизнедеятельности человека.
Физическое совершенство выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья.
В широком понимании физическая культура понимается как система жизнеобеспечения, включающая в себя и гигиенические навыки, и режим труда и отдыха, сна и питания, и достаточную в течении дня и недели двигательную активность, т.е. все то, что обеспечивает телесное и нервно - психическое здоровье. Следовательно, физическая культура - это:
телесная культура человека.
Физическая культура - продукт созидательной деятельности общества. Она наследует не проходящие культурные ценности, созданные человечеством в прошедших эпохах и, в то же время, изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для ее развития в настоящее время.
Социальная практика физического воспитания является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от прежних поколений к теперешнему. В то же время это - способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их и совершенствуют.
|
|
Формирование в процессе физического воспитания двигательных качеств есть по сути процесс управления и коррекции их естественного развития, посредством нормированных функциональных нагрузок и использования условий внешней среды.
Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств человеческого организма в течении его жизни.
Уровень физического развития (физическая развитость) может быть высоким, средним или низким. Этот уровень определяется количественными (антропометрическими) показателями:
длиной и массой тела, окружностью талии, грудной клетки, бицепса и т.п. и качественными (функциональными) показателями: динамометрией, жизненной емкостью легких и т.п.
Процесс физического развития в принципе управляем; в целесообразном направляющем воздействии на этот процесс состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоничное совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность и даже отодвинуть сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.
Физическая подготовка есть процесс подготовления, подведения человека к выполнению той или иной социальной функции, например, к трудовой или оборонной деятельности, связанной с необходимостью применения двигательных качеств и навыков.
Двигательные (физические) качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость - рассматриваются, как основные, ведущие качества. Могут иметь место в физическом воспитании и спорте и специальные двигательные качества - быстрота реакции, чувство мяча, чувство партнера, чувство времени, чувство дистанции и т.п.