Сердечно-сосудистая система

Исследование сердечно-сосудистой системы занимает одно из центральных мест спортивной медицины, поскольку функциональное состояние аппарата кровообращения играет важнейшую роль в приспособляемости организма к физическим направлениям и является одним из основных показателей функционального состояния организма спортсменов.

Деятельность сердца у спортсменов отличается от действия сердца у практически здоровых людей, не занимающихся спортом, рядом характерных особенностей, возникающих в процессе дея­тельности адаптации аппарата кровообращения к систематическим мышечным напряжениям. Сердце спортсмена функционирует более производительно, и, что особенно важно, более рацио­нально, чем сердце нетренированного человека. Изменения, развивающиеся в сердце при регуляр­ной тренировке, иногда бывают настолько велики, что некоторые врачи-клиницисты рассматрива­ют их как патологические.

Спортивная деятельность весьма разнообразна, и поэтому требования предъявляемые к сер­дечно-сосудистой системе при занятиях различными видами спорта, неодинаковы. Это находит от­ражение в динамике сердечной деятельности у спортсменов разных специализаций.

Под влиянием рациональных занятий спортом в сердце спортсмена происходят морфологи­ческие и функциональные изменения, являющиеся адаптационным, биологическим процессом.

Морфологические изменения заключаются в физиологической дилатапии и физиологической гипертрофии сердца. Физиологическая дилатация способствует увеличению в покое резервного объ­ема крови. Благодаря физиологической гипертрофии мышцы сердца увеличивается сила сердечного сокращения.


Функциональные особенности сердца спортсмена характеризуются экономизацией работы сердца в покое и высокой его производительностью в процессе физической нагрузки.

Экономизация деятельности аппарата кровообращения в условиях покоя выражается в бра-дикардии, в тенденции к снижению артериального давления, в замедлении скорости тока артери­альной крови, в удлинении диастолы, в повышении систолического объема крови. Высокая произ­водительность в процессе физической нагрузки характеризуется увеличением ударного и минутного объема крови, повышением систолического, внутрисердечного давления. Эти изменения сердца спортсмена обусловлены повышением тонуса блуждающего нерва, оптимизацией электролитного обмена в мышце сердца, улучшением сократительной способности миокарда, регуляторных меха­низмов кровообращения.

Реакция на физические нагрузки у тренированных спортсменов характеризуется быстрым врабатыванием и восстановлением, высокой координацией деятельности соматических и вегетатив­ных систем, в том числе аппарата кровообращения.

Исследование сердечно-сосудистой системы спортсмена состоит из расспроса, наружного ос­мотра, аускультации, определения артериального давления, инструментальных методов исследова­ния, проведения функциональных проб.

Среди методов исследования состояния сердечно-сосудистой системы особое место занимает исследование пульса, как наиболее простой и информативный показатель функционального состоя­ния сердечно-сосудистой системы.

Исследуя определяют его частоту, ритм, напряжение, наполнение. Наиболее важными пока­зателями являются частота и ритм сердечных сокращений. Они имеют большое значение для опре­деления функционального состояния организма, особенно при исследовании влияния физических упражнений.

Как правило, у спортсменов отмечается ритмичный пульс, что служит отражением нормаль­ной функции автоматизма сердца.

Частота сердечных сокращений в покое у человека зависит от возраста, пола, состояния цен­тральной нервной системы, эмоциональных влияний обменных процессов и многих других факто­ров. Этот показатель претерпевает колебания в течение суТок. В процессе систематических занятий спортом частота сердечных сокращений уменьшается. Установлено, что в связи с физической на­грузкой у спортсменов в состоянии покоя развиваются сильные холинергические реакции, вызы­вающие отрицательные хронотропные воздействия, что приводит к замедлению частоты сердечных сокращений. Снижение частоты сердечных сокращений в процессе тренировки в большей степени -характерно для спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного развития выносливости. Она составляет у них в среднем около 50сокр. в минуту.

У представителей видов спорта, где требуется преимущественное развитие скоростно-силовых качеств, снижение частоты сердечных сокращений менее выражено: она равна в среднем 50-70 сокращениям в одну мин. Аналогичные данные отличаются у спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта.

На частоту сердечных сокращений оказывает влияние состояние тренированности. Так у спортсмена, находящегося в хорошем состоянии тренированности, когда он входит в свою лучшую спортивную форму, отмечаются самые наименьшие показатели частоты пульса и наоборот.

В спортивной медицине брадикардия считается одним из показателей тренированности. Од­нако в некоторых случаях она может наблюдаться при переутомлении и перетренированности, при снижении нагрузки в переходной форме.

Известны случаи, когда у спортсменов после больших физических напряжений, связанных со спортивными соревнованиями, в восстановительном периоде в течение 1-2 суток частота пульса бы­ла меньше, чем до соревнований. У некоторых спортсменов брадикардия может являться и индиви­дуальной особенностью. Наконец, она может быть результатом патологического состояния сердца.

Уменьшение частоты сердечных сокращений в покое под влиянием спортивной тренировки служит важным показателем функционального состояния спортсмена и обуславливает увеличение его потенциальных возможностей. У лиц, не занимающихся спортом, при физических напряжениях частота сердечных сокращений по сравнению с покоем повышается в 2-3 раза, тогда как у спортсме­нов может возрастать в 5-6 раз.

Брадикардия в покое у спортсменов нередко сочетается с увеличением объема сердца, уменьшением минутного объема кровообращения и другими положительными показателями гемо-динамики.

Повышение частоты сердечных сокращений в покое у спортсменов явление весьма редкое. Оно может быть показателем недовосстановления после физических нагрузок или одним из сим­птомов сердечной недостаточности. Исходя из результатов обследования врач составляет заключе-


ние, в котором дает оценку физическому развитию, состоянию здоровья, функциональному состоя­нию и степени тренированности спортсмена.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ТЕСТЫ.

Для определения и оценки функционального состояния и тренированности организма сту­дентов применяются функциональные пробы и тесты, которые позволяют оценивать влияние каж­дого упражнения, программировать наиболее оптимальный режим, следить за динамикой функ­ционального состояния организма, его тренированностью.

Функциональная проба - 20 приседаний за 30 секунд.

После 5-минутного отдыха, сидя подсчитывается пульс в 10-секундные отрезки до получения трех одинаковых цифр, затем измеряется артериальное давление. После 20 приседаний с подниманием рук вперед, сразу же подсчитывается пульс сидя и измеряется АД.

Благоприятной реакцией считается учащение пульса после пробы на 6-7 ударов в 10 секунд, подъем максимального АД на 12-22 мм, снижение минимального АД на 0-6 мм. Период восстанов­ления от 1 мин. до 2 мин.30 сек.

Пробы с задержкой дыхания.

На вдохе (проба Штанге). В положении сидя производится глубокий, но не максимальный вдох. После этого зажимается нос пальцами и по секундомеру отмечается время задержки дыха­ния.

Оценка Юноши Деэушки
Отлично 90 сек 80 сек
Хорошо 80-89 сек 70-79 сек
Удозлетворитель но 50-79 сек 40-69 сек
Неудовлетворительно 50 и ниже 40 и ниже

На выходе (проба Генчи). То же самое производится после обычного выхода.

Оценка Юноши | Девушки
Отлично 45 сек 35 сек
Хорошо 40-44 сек 30-34 сек
Удовлетворител ь но 30-39 сек 20-29 сек
Неудовлетворительно 30 и ниже 20 и ниже

Проба с изменением положения тела(ортостатическая).

Подсчитывается частота пульса в положении лежа (после 2-3 мин. лежания) и стояния (после спокойного вставания). Разница между показателями частоты пульса в горизонтальном и верти­кальном положении не должна превышать 20 ударов в минуту. В оценке важен не столько уровень показателя °ОП" сколько его динамика. Чем меньше разница, тем лучше.

Ортостатическая проба отражает Функциональное состояние сердечно-сосудистой систе­мы и вегетативной нервной системы. Гарвардский степ-тест.

Высота ступеньки 43-50 см., время выполнения - 5 мин. Частота восхождения 30 подъемов в 1 минуту под метроном (темп - 120 уд./мин) Подъем на ступеньки и опускание на пол производится с одной и той же ноги. На ступеньке - положение вертикальное с выпрямленными ногами.

После нагрузки подсчитывается пульс сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте вос­становления. ИГСТ рассчитывается по формуле: игст= 100/(1+2+3)*2 где 1,2,3-ЧСС,


за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления - время восхояэдения в сек., если ИГСТ меньше 55 -физическая работоспособность слабая, 55-64 - ниже средней, 05-79 - средняя, 80-89 - хорошая, 90 и более•отличная.

Степ-тест*.

Подъем на ступеньку высотой 30 см. В течение 3-х минут обследуемый выполняет 20 подъе­мов в мин. Метроном устанавливается на 40 ударов. На один удар подъем на ступеньку двумя но­гами, на второй спуск. В первые 10 сек. после работы подсчитывается пульс. Затем без отдыха вы­полняется в течение 3-х минут вторая нагрузка - 30 подъемов в минуту. Метроном устанавливается на 60 ударов. Сразу после нагрузки снова подсчитывается пульс.

Для определения уровня физической работоспособности пользуются таблицей №1, на гори­зонтальной линии которой - показатели частоты пульса за 10 сек. после первой нагрузки, а по вер­тикальной - после второй. В месте пересечения этих показателей величина, характеризующая фи­зическую работоспособность на 1 кг веса тела по формуле:

PWC 170 = А • В(кг/мин), где А - величина PWC170 на 1 кг веса, В - вес тела обследуемого, определяют общую физическую работоспособность.

Физическую работоспособность на 1 кг веса тела обследуемого можно вычислить также по формуле:

А=7.2(1+0.5*(28-р1)/(р2-р1)),где р1- пульс после первой нагрузки,

р2- пульс после второй нагрузки. Полученные результаты можно оценить по таблице 2.

Индекс Рюффье (R) рассчитывается после 30 приседаний для мужчин и 24 приседаний за 30 сек для женщин**

R=(p1+p2+p3-200)/10,где

р1 - ЧСС в мин. до нагрузки, в положении сидя после 5 мин отдыха р^2- ЧСС в мин. сразу после нагрузки стоя,

р^3- ЧСС в мин. через 1 мин. после нагрузки стоя. Индекс равный 5 и меньше оценивается отлично, 5-10-хорошо

11-15 - удовлетворительно свыше 15 - неудовлетворительно.

* - степ-тест составили Африканов Л.А. Африканова Л.17.

** - Модификация теста () разработана в Московском авиационном институте (кафедра физвос-питания).


Таблица!

Таблица для определения PWC на 1 кг веса тела по степ-тесту

1наг   Пульс за 10 сек при подьеме на ступеньку, высотой 30 см 20 раз в 1 минуту в течение 3 мин
2наг             22            
  22,7                          
  13,9 21,9                        
  16,6 18,2 20,7                      
  15,0 16,0 17,3 19,2                    
  13,8 14,5 15,3 16,2 18,0                  
  13,0 13,5 13,9 14,9 15.3 16,8                
  12,4 12.7 12,9 13.2 13.7 14,4 15,6              
  11.9 12,1 12,2 12,3 12,6 13,0 13,0 14,4            
  11,4 11,6 11,7 11,7 11,8 11.9 12,2 12,6 13,2          
  11.2 11,2 11.2 11,2 11,2 11,3 11,4 11,5 11,7 12,0        
  10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10.8 10,8      
  10,5 10,5 10,4 10,4 10,4 10,4 10,4 10,2 10,2 10,1 9,9 9,6    
  10,3 10,3 10,2 10,2 10,1 10,1 10,1 9,9 9,7 9.6 9,4 9,0 8,4  
  10,1 10,1 10,0 9,9 9,8 9,8 9,8 9,5 9,4 9,2 9,0 8,6 8,1 7,2
  10,0 9,9 9,8 9,7 9,6 9,6 9,4 9,4. 9.1 9,0 8,7 8,4 7,9 7,2
  9,8 9,8 9,6 9,6 9,5 9,4 9,3 9.1 9,0 8,9 8,5 8,2 7.8 7,2

Примечание: (нагрузка)=1,2 где 1,2 - поправочный коэффициент.

- высота ступеньки в м.

- количество подъемов в 1 мин. 1 =1,2 х 0,3м х 20=7,2 на 1 кг веса. 2= 1,2 х 0,3м х 30= 10,8 на 1 кг веса**

Таблица!

Оценка показателей физической работоспособности студентов

Оценка PWC 170 кгм/м PWC 170 на 1кг веса кгм/м
- - - - мужчины женщины мужчины женщины
выше среднего свыше 1200 свыше 750 свыше 17,0 свыше 12,0
средние 1000-1200 650-750 15,0-17,0 10,0-12,0
ниже среднего ниже 1000 ниже 650 ниже 15,0 ниже 10,0

Как уже было сказано выше, студенты на основании данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три группы.

В основную группу зачисляются лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и подготовленности. К подготовительной группе относятся лица без отклонений в состоянии здоро­вья или с незначительными отклонениями с недостаточным физическим развитием и подготовлен­ностью.

И в подготовительных, и в основных группах занятия проводятся по учебной программе, но в подготовительном отделении соблюдается условие постепенного освоения комплекса двигатель­ных навыков и умений.

В специальную группу зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия физическим воспитанием осуществляются по спе-циальным учебным программам.


В процессе тренировок, занятий физическими упражнениями в организме занимающихся мо­гут возникнуть предпатологические состояния. Речь идет о таких состояниях, когда заболевания, патологии еще нет. Но в организме создались благоприятные условия для его возникновения. К та­ким состояниям относятся переутомление, перетренированность, перенапряжение.

Переутомление-состояние, возникающее после большой, длительной нагрузки, как одно­кратной так и длительно применяемой. Оно может быть у всех занимающихся физическими упраж­нениями, характеризуется общей усталостью, вялостью, ощущением необходимости отдыха. Функ­циональные пробы при переутомлении - неудовлетворительные. После достаточного отдыха все указанные явления проходят, функциональные сдвиги нормализуются.

Состояние перетренерованности возникает только у тренированного спортсмена, и в настоя­щее время расценивается как невроз. Человек становится раздражительным, обидчивым, нарушают­ся сон и аппетит, возникает отвращение к тренировкам. Такое состояние требует помимо временно­го прекращения тренировок еще и лечения нервной системы.

В этот период состояние других органов и систем может быть на достаточно высоком уровне. Причиной возникновения состояния перетренированности являются не только чрезмерные, но и очень однообразные частые тренировки, проводимые без учета эмоционального состояния спорт­смена, Имеют значения также нарушения режима. Все что приводит к нарушению координации ме­жду центральной нервной системой, внутренними органами и дыхательным аппаратом. В этом со­стоянии часто возникают различные заболевания.

При чрезмерных физических нагрузках в занятиях и соревнованиях, при нерационально про­водимых тренировках и несоблюдении режима могут возникнуть острые и хронические перенапря­жения организма спортсмена.

Острое перенапряжение - это патологическое состояние организма, возникающее в результа­те выполнения чрезмерной физической нагрузки (чаще однократной) на соревнованиях или трени­ровках, которая неадекватна функциональным возможностям и степени подготовленности орга­низма. Практика работы показывает, что острая перенапряжение, возникающее вследствие одно­кратной нагрузки, чаще наблюдается у неподготовленных лиц во время напряженных соревнований и реже при напряженной тренировке.

Начинающие спортсмены или новички, участвуя в соревнованиях, иногда пытаются ценой огромных физических усилий добиться победы. Не имеющий достаточной физической подготов­ленности и плохо тренированный спортсмен испытывает в этом случае огромное физическое напря­жение, в результате чего возникает резкая патологическая реакция. Острое перенапряжение можно наблюдать и у спортсменов высокой квалификации, участвующих в соревнованиях без подготовки и вышедших из состояния спортивной формы. Однако, высокие морально-волевые качества и хорошо сохранившийся двигательный навык, позволяет таким спортсменам продолжать напряженное со­ревнование, а иногда даже закончить победой. В этих случаях после финиша может появиться со­стояние общего перенапряжения, иногда обморок, а чаще резкая слабость, неуверенная, шатающая­ся походка, отдышка, головокружение, бледность кожных покровов, тошнота, рвота, безразличное отношение к окружающим. Такое состояние наблюдается у спортсменов, выступающих в болезнен­ном состоянии или сразу же после болезни, у находящихся в состоянии утомления или переутомле­ния, при наличии хронических инфекций и интоксикаций, после большой сгонки веса и других при­чин. Острое перенапряжение может возникнуть во время физической нагрузки или сразу после нее. Оно может протекать по типу коллапса, острой сердечной недостаточности, гипогликемического шока нарушения мозгового кровообращения. При резком спазме сосудов возможен смертельный исход. (Некоторые из перечисленных состояний сопровождающих перенапряжение ниже будут рас­сматриваться подробнее).

В результате острого перенапряжения наступают выраженные изменения: вегетодистония, ухуд­шение сократительной способности миокарда, увеличение размеров сердца, повышение артериаль­ного давления, стойкое увеличение печени. Отмечаются жалобы на быструю утомляемость, вялость, отдышку и сердцебиение при небольших физических нагрузках, боли в области сердца и печени. В результате острого перенапряжения работоспособность человека резко снижается на длительный период.

После применения углубленных клинических исследований курса терапии и лечебной физкуль­туры применяются занятия типа общей физической подготовки с постоянным увеличением нагрузки. Спортивную тренировку начинают лишь после того, как полностью восстановится функ­ция сердечно-сосудистой системы.

Хроническое перенапряжение сводится в основном к изменениям со стороны сердца. Хроническое перенапряжение сердца у спортсменов возникает при длительном несоответствии между требова­ниями, предъявляемыми к организму физической нагрузкой и подготовленностью к ее исполнению. Возникновению этой патологии могут способствовать хронические очаги инфекции или недоста-


точнос восстановление после перенесенных острых заболеваний, неблагоприятные условия занятий спортом (высокая или низкая температура воздуха, повышенная влажность, низкое барометриче­ское давление и снижение парциального давления кислорода, при отсутствии достаточной адапта­ции к ним; отрицательные факторы, снижающие защитные силы организма (физические и психиче­ские травмы, нарушения режима труда, отдыха, сна, питания и др.).

Для более полного понимания отрицательных явлений, которые могут возникнуть при спортив­ной тренировке необходимо остановиться несколько подробнее на таких понятиях как острая сосу­дистая недостаточность, нарушение углеводного обмена, часто возникающих при неадекватных фи­зических нагрузках.

К острой сосудистой недостаточности относятся обмороки, коллапс и шок.

Обморок это кратковременная потеря сознания, вызванная остронаступающсй недостаточностью кровоснабжения мозга из-за падения сосудистого тонуса центрального происхождения. Такое рез­кое падение сосудистого тонуса может быть вызвано различными эмоциями (волнение, испуг) силь­ной болью. При этом резко падает артериальное давление, теряется чувство равновесия, иногда по­является тошнота и рвота.

У лиц склонных к обморочным состояниям они могут наблюдаться при внезапном переходе из горизонтального в вертикальное положение, так называемый ортостатический коллапс, а также при длительном неподвижном стоянии (на параде и т.п.). Происходит застой крови в нижних конечно­стях и брюшной полости, вследствие чего к сердцу притекает мало крови и наступает недостаточ­ность кровоснабжения мозга. К обморочным состояниям при наблюдении у спортсменов, относится гравитационный шок, т.е. внезапная потеря сознания возникающая после бега на средние и длинные дистанции, если спортсмен после пробегания дистанции сразу останавливается и остается непод­вижным. Механизм обморока в этом случае объясняется тем, что во время бега происходит сущест­венное перераспределение крови, значительное расширение сосудов нижних конечностей и их обильное снабжение артериальной кровью. При внезапной остановке выключается один из основ­ных факторов передвижения крови по венам к сердцу - так называемый «мышечный насос» и кровь из расширенных сосудов нижних конечностей поступает в сердце в недостаточном количестве, это ухудшает кровоснабжение мозга и наступает обморок. "

Коллапс отличается от обморока большей длительностью и тяжестью явлений. Состояние шока возникает вследствие тех же причин и принципиальной разницы между коллапсом и шоком нет. Однако при шоке все явления выражены еще резче.

При физической нагрузке наиболее часто у спортсменов встречаются нарушения углеводного об­мена. Интенсивная физическая нагрузка может вызвать снижение уровня сахара в крови - гипоглике­мию доходящую иногда до 40 мг вместо 100-120 мг % в норме. Гипогликемия доходящая до низкого уровня может вызвать патологическое состояние, называемое ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКИМ шоком. Обычно это состояние возникает при длительном беге и плавании, лыжных и велосипедных гонках на большие дистанции. Оно проявляется в чувстве голода, слабости, головокружении и потери соз­нания.

При гипогликемическом шоке необходимо ввести в организм сахар. Профилактика гипоглике-мических состояний состоит в обеспечении приема достаточного количества углеводов с пищей или употреблении специального напитка перед соревнованиями. Следует, однако, заметить, что углево­ды, например, глюкоза, принятые внутрь задолго до соревнований или после физической нагрузки могут оказать отрицательное воздействие на организм, в частности на сердце т.к. вследствие этого нарушается обмен электролитов и выводится из организма крайне ему необходимый калий.

Для повышения работоспособности и ускорения восстановления применяются различные препа­раты. Это поливитаминное драже, витаминные леденцы, сухой «спортивный напиток» с белковым гидролизатом, инвертированный раствор, белковое печенье «Олимп», белковоглюкозный шоколад.

Проблема борьбы с применением допингов имеет большое спортивно-техническое, морально-этическое, гигиеническое и правовое значение.

Применение допинга перед напряженными спортивными соревнованиями наносит огромный вред здоровью спортсмена и может привести к непоправимым исходам, к смерти. Допинг создает ложное чувство повышения возможностей организма и отсутствие утомления, вызывает неэконом­ную работу организма, сопровождающуюся предельным напряжением функций и исчерпанием энергетических ресурсов.

Применение допинга создаст неравные условия, предпосылки для нечестной спортивной борьбы.

Слово «допинг» впервые появилось в английском словаре в 1889 г. Оно означало смесь опиума и наркотиков, применяемых для лошадей. Корень этого слова, «доп», происходящий от кафрского диалекта Юго-Восточной Африки, означает разновидность крепкой жидкости, употреблявшийся кафрами в качестве стимулирующего средства во время религиозных церемоний. Затем его стали применять в Европе для лошадей и собак, участвующих в соревнованиях.


Что понимается под допингом в настоящее время?

Большинство специалистов спортивной медицины считают, что введение (любым способом) спортсмену перед соревнованиями или во время их, фармакологических препаратов, направленных на повышение спортивного результата, является допингом. Такое определение допинга дается и Медицинской комиссией Международного олимпийского комитета, но с дополнением, указываю­щим, что фармакологический препарат может считаться допингом в том случае, если он объективно определен анализом. Это дополнение исключает всякого рода толкования.

В процессе спортивной тренировки, занятий физическими упражнениями большое значение приобретает САМОКОНТРОЛЬ спортсмена. Самоконтроль спортсмена это ряд простых приемов, используемых для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физи­ческого развития под влиянием физических упражнений. Благодаря самоконтролю, спортсмен име­ет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самокон­троль приучает спортсмена к активному наблюдению и оценке состояния, к анализу используемых методов и средств тренировки.

Данные самоконтроля позволяют преподавателю, тренеру регулировать тренировочный процесс, объем и характер нагрузки.

Одним из основных моментов в самоконтроле является ведение дневника. Форма ведения днев­ника может быть самой разнообразной, данные вносимые в дневник должны отражать характер и объем нагрузки, а так же ряд объективных и субъективных показателей для оценки адекватности применяемой нагрузки.

В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т.п.

Самочувствие - это субъективная оценка своего состояния. Оно складывается из суммы призна­ков: наличия или отсутствия каких-либо необычных ощущений, болей с той или иной локализацией, ощущение бодрости или, наоборот усталости, вялости; настроения и т.п. Самочувст­вие обозначается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При появлении каких-либо необыч­ных ощущений отмечают их характер, указывают, после чего они возникли (например, появление мышечных болей после занятий и т.п.). Боли в мышцах обычно возникают при тренировке после перерыва или при очень быстром увеличении нагрузок. При беге боли у спортсмена могут появиться в правом (вследствие переполнения кровью печени) и левом (вследствие переполнения кровью селе­зенки) подреберье.

Глубокое дыхание, улучшая приток крови к правому желудочку сердца, уменьшает эти боли. Боли в правом подреберье могут также возникнуть при заболевании печени и желчного пузыря, на­рушениях деятельности сердца. Иногда у занимающихся физическими упражнениями могут воз­никнуть боли в области сердца. В случае появления боли в сердце во время работы спортсмен дол­жен немедленно обратиться к врачу. При утомлении и переутомлении могут также возникнуть го­ловные боли, головокружение, появление которых спортсмен должен отмечать в дневнике самокон­троля.

Иногда у спортсменов может возникнуть отдышка, т.е. затрудненное дыхание, с нарушением ритма дыхательных движений, с ощущением недостатка воздуха. Фиксировать внимание на этом признаке и регистрировать его появление нужно лишь в том случае, если отдышка наступает после физических упражнений с небольшой нагрузкой ранее не вызывавшей ее.

Усталость - это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в нежелании или в невозможности выполнять обычную нагрузку, трудовую и физическую. При самоконтроле отмеча­ется зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-то другого, как скоро она проходит. Спортсмен должен отмечать чувство усталости после занятий: «не устал», «немного устал», «переутомился», а на следующий день после занятий: «усталость не чувствовал», «усталости нет», «чувствую себя бодрым», «осталось чувство усталости», «полностью отдохнул», «чувствую себя утомленным». Важно отметить настроение: нормальное, уставшее, устойчивое; подавленное, угне­тенное; желание быть в одиночестве; чрезмерное возбуждение.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, настроения, утомления от пред­шествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается как повы­шенная, обычная и пониженная. Желание заниматься физическими упражнениями и спортом может зависеть как от перечисленных выше причин, так и от заинтересованности в достижении высоких спортивных результатов в избранном виде спорта, от квалификации и педагогического опыта тре­нера, преподавателя, от разнообразия и эмоциональной насыщенности учебно-тренировочных заня­тий. Отсутствие желания тренироваться может быть признаком перетрснированности. Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы, обеспечивает бодрость, све­жесть. После него человек чувствует себя полным сил и энергии. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон (часто прерывается, сопро-


вождается тяжелыми сновидениями). После такого сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что ночной сон должен быть не менее 7-8 ча­сов, при больших физических нагрузках 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна - их про­явления: плохое засыпание, частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница, и т.п.

Аппетит отмечается как нормальный, сниженный или повышенный. Если имеются наруше­ния аппетита, отмечается, есть ли другие признаки нарушения пищеварения (например, запоры или поносы), - это облегчает выяснение причин изменения аппетита. Его отсутствие или ухудшение час­то указывает на утомление или болезненное состояние.

При толковании субъективных признаков нужны достаточная осторожность и умение по­дойти критически к их оценке. Известно, что самочувствие не всегда правильно отражает действи­тельное физическое состояние организма, хотя несомненно является важным показателем. При эмо­циональном возбуждении самочувствие может быть вполне хорошее, даже в тех случаях, когда уже имеются определенные отрицательные объективные изменения в организме.

С другой стороны самочувствие может быть плохим в связи с угнетенным настроением, не­смотря на благоприятное состояние здоровья.

Оценка перечисленных признаков самоконтроля должна проводиться с учетом того, что по­явление каждого из них может иметь своей причиной то или иное отклонение в состоянии здоровья, вовсе или непосредственно не связанное с физическими упражнениями. Например, плохое самочув­ствие, усталость, головные боли, подавленное настроение, все эти признаки могут быть обусловлены заболеваниями центральной нервной системы. Данные симптомы могут быть первым проявлением физического перенапряжения и перетренированности. Потеря аппетита - иногда признак чрезмерно большой физической нагрузки, но одновременно это один из наиболее постоянных симптомов забо­леваний жслудочно-кишечного тракта и т.п.

Правильному толкованию появляющихся отклонений в состоянии организма значительно способствует анализ их с учетом содержания нагрузки и режима занятий физическими упражнения­ми, а также анализ динамики спортивно - технических результатов. В некоторых случаях оконча­тельная оценка признаков самоконтроля может быть дана лишь врачом на основании сопоставле­ния их с данными врачебного контроля. Однако, чем бы не вызывался тот или иной не благоприят­ный признак, регистрация его в дневнике самоконтроля имеет большое значение для своевременно­го устранения моментов его вызвавших.

Из объективных признаков при самоконтроле чаще всего регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, кроме того в последнее время все большее распространение приобретают простейшие функциональные пробы, как информативный объектив­ный показатель состояния различных систем организма (о них говорилось выше).

Педагогический контроль решает задачу правильной организации и методики трениров­ки и обучения на основе принципов дидактики и строгой индивидуализации нагрузки.

Педагогические наблюдения, анализ результатов тестирования и

спортивных достижений лежат в основе педагогического контроля.

Педагогический контроль может быть этапным (начало - конец семестра, учебного года); те­кущим, когда осуществляется оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. в поздних стадиях восстановления и оперативным, предусматривающим оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстано­вительный период (пример: расчет максимально допустимого пульса, позволяющий оценить адек­ватность воздействия дозированных аэробных нагрузок).

К исследованиям в течение занятий или после отдельных упражнений прибегают в тех случа­ях, когда педагога интересует правильность построения занятия. Например: варианты сочетания и последовательности применения различных тренировочных средств в одном занятии, доступность используемого в занятии (тренировке) количества повторений упражнения и его интенсивности, правильность установленных интервалов отдыха, соответствие интенсивности упражнения реше­нию запланированной задачи (например, развитию аэробной работоспособности),

При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования, о которых говорилось выше. Позволю остановиться на самых простейших по доступности, но имею­щих достаточную информативность. К их числу относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдение за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

Анализ и визуальные наблюдения за внешними признаками утомления занимающегося по­зволяют преподавателю (тренеру) иметь представление о состоянии организма в целом, ориентиро­ваться относительно степени напряжения, с которым выполняется физическое упражнение, помо-


-12-гают определить степень утомления.

Изменение веса тела и сто динамика под влиянием нагрузок - важный метод оценки воздей­ствий нагрузок. После тренировочного занятия среднего объема и интенсивности вес должен па­дать на 300 -500 г у тренированного спортсмена и на 700 - 1000 г у новичков.

В начале тренировки вес снижается более активно, чем в конце. С достижением хорошего состояния тренированности вес, обычно, стабилизируется.

Чрезмерные, неадекватные состоянию организма нагрузки приводят к значительному сни­жению веса. В таких случаях вес не будет полностью восстанавливаться к следующему занятию, что приведет к постоянной потере веса.

В процессе педагогического контроля определение частоты пульса (частоты сердечных со­кращений - ЧСС) является одним из самых распространенных методов, благодаря его доступности и информативности ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Исследование измене­ний частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятия, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки на основании т.н. физиологической кри­вой.

В последнее время в педагогическом контроле все большее распространение получают мето­ды психодиагностики. Эти методы направлены на изучение трех основных объектов психодиагно­стики: личности спортсмена, его спортивней деятельности и взаимодействия.

Личность занимающегося физическими упражнениями и спортом диагносцируется по трем аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рас­сматривается со стороны обучения навыкам и умениям. Взаимодействие изучается в межличност­ном плане, по форме применения это может быть наблюдение, опросники и анкеты, социометриче-ские методики, бланковые тесты, аппаратные тесты, обследование на тренажерах и тренажерных устройствах, специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, вни­мания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.). Анализ данных врачебного и педагогического контроля, результаты психодиагностики и самокон­троля позволяют своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, способствуя его совершенствованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: