Закономерности социальной мобильности
1. В развитых индустриальных странах, в том числе и в России, в процессы социальной мобильности вовлечено более двух третей населения (например, около 40 % служащих в США и России на рубеже ХХ – XXI вв. происходят из рабочих).
2. Во всех развитых странах восходящая мобильность превышает нисходящую примерно на 20 %. Но оба эти подтипа вертикальной мобильности вместе взятые уступают горизонтальной мобильности. Иначе говоря, и в России, и в США высок уровень мобильности, охватывающей до 70 – 80 % населения, но на 70 % эта мобильность – горизонтальная, т.е. перемещения в границах одного и того же класса, слоя, страты. Например, из рабочих поднимаются в средний класс лишь 10 % американцев, 7 % японцев и голландцев, 9 % англичан, 2 % французов, немцев и датчан, лишь 1 % итальянцев.
3. На социальную мобильность во всех развитых странах наибольшее влияние оказывают не профессия и образование отца (родителей), а собственные достижения детей в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Следовательно, хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов, сколько плохо образованный выходец из средних слоев, из служащих.
4. В индустриальном обществе мобильность определяется структурой экономики, соотношением отраслей и происходящими здесь сдвигами. Это – структурная мобильность. Например, в течение ХХ в. в индустриальных странах сокращались вакансии в традиционно рабочих специальностях и расширялись в сферах управления и обслуживания.
5. Наблюдается рост так называемых самостоятельных работников, занятых в мелком и среднем бизнесе, а также в сфере обслуживания.
6. Сокращается численность занятых в сельском хозяйстве. Удельный вес занятых в этой отрасли равен ныне для США 3,4 % рабочей силы, для Великобритании – 2,6 %, для Японии – 3,5 %.
7. Несмотря на увеличение разрыва в уровне доходов различных слоев возрастает удельный вес лиц со средним уровнем доходов.
8. Во всех развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.
9. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Для молодых свойственна профессиональная мобильность, для взрослых – экономическая, а для пожилых – политическая мобильность.
10. Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.
Итак, человек может изменить свой социальный статус, воспользовавшись возможностями какого-либо социального лифта. Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если бы не существовало барьеров для социального достижения, можно было бы ожидать большей социальной мобильности, когда некоторые личности (в силу своих способностей) быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие ступени. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Как отмечал П.А. Сорокин, «если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка и пола, отделяющих один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот» [31].
Происхождение этих барьеров связано с тем, что престиж любой группы зависит не только от реальной значимости для общества данного вида деятельности, данного статуса, но и дефицитности кадров. Поэтому любая более-менее обособленная группа стремится затормозить приток в нее новых членов. Так возникает явление групповой замкнутости. Групповая замкнутость – это свойство любой устоявшейся социальной группы всеми мерами сопротивляться свободному приходу в нее новых людей, в определенной степени тормозить процесс своего роста и обновления. Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся, прежде всего, потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами. Но даже в современных обществах существуют социальные группы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита – верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.п. Но замкнутость касается не только высших слоев общества. Неохотно пропускают в свою среду новичков медики, используя самые разные способы и механизмы «отсева». В обществах существуют немало социальных статусных групп, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. На базе такого стихийного свойства организации группы, как групповая замкнутость, формируется своеобразный социальный механизм, играющий роль «фильтра» социальной мобильности.
Социальная селекция – это особые социальные механизмы упорядочивания и регулирования процессов вертикальной социальной мобильности. К числу таких селекционных механизмов относятся, прежде всего, социальные институты наследования, образования, профессионально-должностные нормы, критерии и стандарты, а также своеобразие культуры и образа жизни каждой социальной группы, слоя.
Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая точка зрения о том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
Все это позволяет отсеивать неугодных (по каким-либо причинам) кандидатов и проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам и принципам той группы, страты, в которую он намеревается перейти. Чтобы надежно закрепиться в новой группе (страте), необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду. Мало усвоить профессиональные обязанности и процедуры нового вида деятельности. Необходимо изменить свое поведение, манеру общения, привычки, речь и даже внешний вид в соответствии с иными нормами и правилами. Этот процесс может протекать достаточно болезненно. Ведь человек вынужден распрощаться со старыми устоявшимися привычками, пересмотреть свою систему норм и ценностей, а главное – постоянно контролировать каждый свой жест и поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, чреватого нервными срывами. Возможны развитие комплекса неполноценности, различных фобий, чувства неуверенности, уход в себя и потеря связей со своим социальным окружением. Человек может навсегда оказаться изгоем в той самой группе, страте, куда он стремился войти или в которой он оказался волею социальной судьбы. И тогда возникает и распространяется особый социальный феномен маргинальности [32].
Маргинальность – это утрата социальной идентичности вследствие неудачного социального перемещения. В результате возникает своеобразный эффект «зависания» между двумя субкультурами. Такое состояние переживается человеком весьма тяжело.
Маргинал – это человек, утративший свой прежний социальный статус при переходе в другую группу и не закрепившийся в новом статусе. Такой человек уже лишился возможности заниматься привычным видом деятельности и в то же время оказался неспособным адаптироваться к социокультурной среде новой страты. Группа его не приняла, отвергла. Поведение такого человека, как правило, отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен. Он легко преступает нравственные нормы и правила этикета, способен на непредсказуемые поступки. И если такое положение затянется, то маргинал может постепенно трансформироваться в люмпена.
Люмпен – это совершенно деклассированный человек, полностью выброшенный из общества на «социальное дно» и утративший обычные общесоциальные нормы и ценности, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж).
Для преодоления культурного барьера и барьера общения, для преодоления действия механизмов социальной селекции и групповой замкнутости существует несколько способов, к которым могут прибегать индивиды в процессе социальной мобильности.
1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. – все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура – это не очень заметный, но весьма значимый способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни – только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им автоматически, без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия, безусловно, могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. К тому же новое знакомство поможет создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.
4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько промежуточных статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. А если он не может быстро и эффективно усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».