Критерий пессимизма

В отличие от критерия оптимизма, когда ЛПР ориентируется на наиболее благоприятную внешнюю среду, которая является неконтролируемой, и на оптимальное использование управляемых факторов, при использовании принципа пессимизма предполага­ется, что управляемые факторы могут быть использованы небла­гоприятным образом:

(2.7)

где Е (Р, П) — функция эффективности принимаемых решений.

Применение этого принципа может вызывать некоторое со­мнение, если учесть, что факторы Р являются контролируемы­ми и их следует использовать оптимальным в том или ином смыс­ле образом. Однако, в реальных ситуациях в ряде задач может оказаться невозможным контроль за неконтролируемыми фак­торами, принадлежащими множеству Р. Особенно это отно­сится к задачам, связанным с необходимостью учета фактора времени.

К этим задачам можно отнести следующие задачи: социаль­но-экономическое прогнозирование; долгосрочное планирование; проектирование сложных объектов и др.

Например, издержки производства являются контролируемы­ми факторами на коротких временных интервалах. Однако, при анализе длительных процессов, которые составляют несколько лет, некоторые элементы указанных издержек становятся неконтро­лируемыми. К таким элементам можно отнести: стоимость элект­роэнергии, стоимость материалов и покупных изделий и т.п.

Другим примером является определение объемов производства продукции предприятия. Данный показатель также можно счи­тать управляемым фактором. Но он зависит от различных факто­ров, которые могут существенным образом применяться в про­цессе производства. При этом указанные факторы относятся к внутренней среде предприятия: уровень конструкторской и тех­нологической подготовки производства, тип используемого обо­рудования, квалификация работающих и пр.

Пример. Компания производит продукцию определенного ас­сортимента и осуществляет ее сбыт по четырем каналам:

• ежемесячный объем продукции с устойчивыми связями по сбыту на ряд лет в среднем составляет 490000 у.е.;

• ежемесячный объем продукции с устойчивым сбытом, но не на длительный срок — 500000 у.е.;

• ежемесячный объем продукции обеспечен только разовыми закупками — 510000 у.е.;

• месячная продукция, покупатель на которую не опреде­лен — 480000 у.е.

Компания может осуществлять производство продукции по трем проектам в объемах 980000 у.е., 1500000 у.е. и 1980000 у.е.

Требуется выбрать оптимальную стратегию производства.

В зависимости от изменений рыночной конъюнктуры в связи с имеющимися возможностями реализации рассчитаны варианты среднегодовой прибыли, которые представлены в виде матрицы платежеспособного спроса (табл. 2.4), с учетом ожидаемого зна­чения потерь в случае неудачного исхода, связанных, например, с хранением нереализованной продукции, как следствия неисполь­зованных возможностей, нерационального распределения инвестиций, снижения оборачиваемости оборотных средств, порчей, либо другими причинами.

Таблица 2.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: