Приобретение дополнительной информации

Про­цесс управления всегда предполагает получение, передачу, пере­работку и практическое использование информации. Приобрете­ние надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правиль­но решение по действиям в условиях риска. Информационное обес­печение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д.

В указанную информацию входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спро­са на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и плате­жеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов и т.п.

Тот, кто владеет информацией, в значительной мере владеет и рынком. Некоторые виды информации составляют предмет ком­мерческой тайны, другие могут быть одним из видов интеллекту­альной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал акционерного общества или товарищества. На­личие у ЛПР достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие реше­ния, влияет на правильность таких решений. Это ведет к сниже­нию потерь и увеличению прибыли.

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты нео­пределенны и основаны на ограниченной информации. Естествен­но, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает ин­формацию ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства.

В процессе сбора и обработки информации по аспектам риска следует стремиться к достижению оптимальной соотносительно­сти между полнотой и качеством информации, с одной стороны, и стоимостью ее получения — с другой. Другими словами, следу­ет стремиться к достижению экономически оптимальной непол­ноты информации. В ряде случаев экономически целесообразно работать с неполной информацией, чем собирать практически полную, но крайне дорогую информацию, требующую к тому же недопустимых затрат времени.

Для этого следует соизмерить возможные потери в результате неполноты информации со стоимостью получения дополнительной информации в приемлемые для жизнеспособности проекта сроки.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, ког­да имеется полная информация и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Пример. Предприниматель стоит перед выбором сколько за­купить товара: 400 единиц или 800 единиц. При закупке 400 еди­ниц товара затраты составят 100 руб. за единицу, а при покупке 800 единиц товара затраты составят 70 руб. за единицу. Предпри­ниматель будет продавать данный товар по цене 150 руб. за еди­ницу. Однако, он не знает будет ли спрос на товар. При отсут­ствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убыток его операции. При продаже товара вероятность составля­ет «50» на «50», т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 400 единиц товара и 0,5 для продажи 800 единиц товара.

Прибыль составит при продаже 400 единиц товара: (150 - 100) • 400 = 20000 руб.; при продаже 800 единиц товара — (150 - 70) • 800 = 64000 руб.; средняя ожидаемая прибыль: 20000 • 0,5 + 64000 • 0,5 =42000 руб.

Ожидаемая стоимость информации при условии определен­ности составляет 42000 руб., а ожидаемая стоимость инфор­мации при неопределенности (покупка 800 единиц товара) — 64000 • 0,5 = 32000 руб. и тогда стоимость полной информации равна: 42000 - 32000 = 10000 руб.

Следовательно, для более точного прогноза необходимо по­лучить дополнительную информацию о спросе на товар, запла­тив за нее 10000 руб. Далее, если прогноз окажется не совсем точ­ным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающие лучший прогноз сбыта на перс­пективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: