Авторитарный режим
Термин «авторитаризм» применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.
Основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных:
· авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе;
· гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть;
· при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;
· неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность;
· при тоталитаризме центром власти является одна партия (партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры); при авторитаризме – высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);
|
|
· авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму;
· при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора.
Существенными чертами авторитаризма являются:
1. монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;
2. полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
3. сильно централизованная монистическая структура власти;
4. сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;
5. наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;
6. отсутствие возможности ненасильственной смены власти; 7.использование силовых структур для удержания власти.
Истоки авторитаризма, причины его сохранения и воспроизводства:
· сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты;
· воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ;
· сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему;
· значительное влияние религиозных норм на политические ориентации населения;
|
|
· экономическая отсталость;
· неразвитость гражданского общества;
· высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.
По характеру и степени плюрализма, который проявляется в партийной системе, авторитаризм подразделяется на реально однопартийный, однопартийный «полуконкурентного» типа и псевдопартийный.
Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.
Военные или «преторианские режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Социальной предпосылкой военных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого, сформулированные Д.Раппопортом, сводятся к следующему:
1.отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок относительно «правил игры»;
2.острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами;
3.резкая социальная поляризация общества; 4.низкий уровень легитимности и институционализированности власти.
Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии. Зачастую олигархии скрываются за фасадом представительных органов власти, функции которых достаточно формальны, реальная же власть находится в руках бюрократии, выражающей собственные и корпоративные интересы компрадорской буржуазии. Социальным результатом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения: дифференциация общества на нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство. Следствием нестабильности олигархического режима являются военные перевороты или гражданские войны.
Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого н6ародом. Для этого типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Одним из главных средств легетимизации власти, используемых режимом, являются: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание «маленьких людей»; сплочение общества перед лицом «международного империализма» и космополитического капитализма. Специфическая черта популистского режима – усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни – отражает патерналистские ожидания самых широких народных масс.
При бюрократических режимах главную роль в принятии важнейших решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительной власти практически не существует.
Многие политиологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разновидности «авторитаризм развития», главными чертами которого являются, в отличие от «традиционного», не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией.
Некоторые политологи выделяют переходные (гибридные) режимы, сочетающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относят – диктократия и демократура. Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Демократура подразумевает демократизацию без либерализации.
Гибридным можно назвать и режим делегативной демократии, описанный Г.О’Доннелом. в отличие от представительной демократии, при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным.
|
|
Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.
Либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии
Либерально-демократическая | Радикально-демократическая |
Морально автономный индивид | Социальный человек |
Суверенитет личности | Суверенитет народа |
Общество как сумма индивидов | Органическое общество |
Интерес всех | Общий интерес |
Плюрализм интересов | Единство интересов |
Первенство права | Первенство общего блага |
Свобода человека | Свобода гражданина |
Первенство прав человека | Единство прав и обязанностей |
Представительная демократия, выборы | Непосредственная демократия |
Свободный мандат | Императивный мандат |
Разделение властей | Разделение функций |
Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинств | Подчинение меньшинства большинству |