Лекция 4. Честность и справедливость

Честность и справедливость

собственное призвание. Однако каждый не выполнив­ший проект и обманувший самого себя расплачивается за этот обман. Расплатой становится постоянное дурное рас­положение духа, депрессия, чувство бессмысленности и «невыполненности» своей жизни. Тот же, кто проявил честность и последовал своему призванию, во всем бо­гатстве переживает радость бытия, несмотря на трудно­сти, которые встречаются ему на жизненном пути, и уда­ры судьбы.

Еще один вид самообмана, ставший темой обсужде­ния в наши дни, это самообман относительно собствен­ной индивидуальности. Иначе говоря, речь идет о под­линности нашего «я», о его самостоятельности и уни­кальности. Эта проблема обсуждается у многих авторов, в том числе у таких крупных философов как М. Хайдег-гер и Э. Фромм. Большинство людей полагают себя са­мостоятельными личностями, в то время как они тако­выми вовсе не являются. М. Хайдеггер говорит о совре­менном мире как о мире Man (от немецкой безличной формы Man sagt — говорят, Man baut — строят). В этих языковых формах отсутствует субъект — самосознающее ответственное «я». Люди, погруженные в повседневность, мыслят как другие и действуют по типу других, но не осознают этого, пока не столкнутся с переживанием соб­ственной грядущей смерти. По Хайдеггеру, именно бы­тийный ужас перед смертью пробуждает индивидов от душевного сна и заставляет их взглянуть в глаза правде — своей конечности и уникальности, которая побуждает их выйти из слепого самообманного прозябания.

Э. Фромм подчеркивает, что люди, живущие вполне обезличенно, нередко искренне уверены: их взгляды, мыс­ли, мнения — это их собственное достояние. Однако на самом деле совокупность присущих им представлений по­черпнута ими извне: из мнений родителей и родственни­ков, друзей и знакомых, из телепередач, радио и газет. Люди тешат себя иллюзией самостоятельности, в то вре-


мя как живут не собственными, а заемными чувствами и мыслями. Чтобы честно разобраться в себе, полагает Фромм, необходимо анализировать свои взгляды, вни­мательно проверять, откуда к нам пришла та или иная идея: была она взята у других в готовом виде или явилась результатом собственной душевной работы, своего опы­та мышления и переживания.

Как на огромную современную проблему Фромм ука­зывает на засилье в массах рыночной ориентации созна­ния, при которой человек вообще утрачивает свою под­линность, аутентичность. Грань между честностью и не­честностью в отношении себя самого стирается. Это про­исходит потому, что изменяющаяся рыночная конъюнк­тура все время требует от человека продавать свои спо­собности. Но способности всякий раз требуются разные. Индивид стремится выгодно себя продать, иметь спрос, и он старательно подстраивается к запросам других, ста­новится безликим началом, которое способно надеть лю­бую маску, но само не имеет лица. Можно ли говорить о честности и самообмане с тем, кто не имеет устойчивого «я» и оказывается текучим, как вода, все время бегущая по новому руслу?

Быть подлинным — это значит обладать достаточно устойчивым индивидуально-личностным ядром, призна­вать все стороны своего многосложного «я» и выражать себя вовне свободно и спонтанно, не следуя рабски дик­тату людей и обстоятельств. Подлинный и честный с са­мим собой человек — не твердолобый догматик, затвер­дивший когда-то несколько истин, но и не хамелеон, постоянно меняющий свой цвет. Тот, кто честен с со­бой, в полноте осознает свое «я» и активно развивает луч­шие свои способности, склонности и тенденции.

Последний, но очень важный и распространенный вид самообмана, о котором мне хотелось бы сказать здесь, это самообман по поводу наших достоинств и отношения к нам окружающих людей. Через розовые очки можно



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: