Честность и справедливость. В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свой­ственную прошлым периодам истории

В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свой­ственную прошлым периодам истории. Социальная жизнь похожа на венецианский карнавал, на парад масок, где люди нередко не различают, где временно надетая личи­на, а где их подлинное лицо. Постмодернизм (влиятель­ное течение духовной жизни конца века) официально ут­верждает, что, вообще-то говоря, никакого субъекта — личности, сознательного источника активности — и вов­се нет, есть лишь текучие и плывущие тексты, без имени и без лица, сплошь состоящие из заемных мыслей, штам­пов и цитат. Наша жизнь рассматривается как вакхана­лия обманов и самообманов, как игра без правил, как тотальная фальшь, давно потерявшая оригинал, кото­рому она подражает. Мы выступаем как игрушки бес­сознательного, без зазрения совести симулируем чувства и размышления, мы лишены всего настоящего, аутен­тичного, и потому между ложью и правдой нет никакого различия.

Безрадостный взгляд на человека, не правда ли? Од­нако наш век породил и множество попыток направить людей на путь честности по отношению к самим себе, отделить в себе истинное от ложного, отмести самообма­ны. Этот поиск подлинности индивидов, их настоящей самости происходит в рамках психоанализа и психотера­пии, эзотерической философии, во всех направлениях гу­манистической мысли.

Что же значит быть честным с самим собой? Что зна­чит быть подлинным?

Проблема честного самоосознания была поставлена в XX в. Зигмундом Фрейдом и получила продолжение в работах психологов ряда направлений, включающих со­временную трансперсональную психологию. Исследова­ния Фрейда показали, что человек вытесняет в бессозна­тельное множество собственных переживаний, которые не устраивают его сознательное морализованное «эго».


______________________________________ Лекция 4

Однако скрытые от сознания запретные и осуждаемые желания никуда не исчезают. Человек несет в себе нега­тивную сторону, но обманывает самого себя, «не зная» о наличии в своей душе целого сонма страхов и страстей. Самообман оборачивается плачевно — неврозами и не­контролируемыми реакциями. Лучшее, что можно сде­лать в этой ситуации — научиться быть честным, посмот­реть правде в глаза, вывести из тьмы бессознательного вытесненные содержания.

Соратник и оппонент Фрейда Юнг считал, что нега­тивное в нас, то, чего мы стыдимся и не хотим за собой признавать, составляет особый пласт внутреннего мира, который он назвал Тенью. Тень бессмысленно изгонять или подавлять, делать вид, что ее не существует и мы чисты как ангелы. Развитие личности требует честности: Тень должна быть осознана, принята как факт и интегри­рована в единство со всеми другими частями личности. Тот, кто лжет себе, что он свят, просто проецирует вовне собственные скверные черты, начинает приписывать их другим людям и ненавидеть их. На самом же деле он бун­тует против скрытой скверны в себе самом. Честное осоз­нание помогает инидивиду понять себя как целое со все­ми реальными сторонами собственной натуры. Это дает возможность лучше ориентироваться в действительности и строить свои отношения с окружающими более спра­ведливо и гуманно.

Человек может не только скрывать от себя свою Тень, но и в упор не видеть своих позитивных склонностей и способностей, того проекта, который как бы заложен в нем от рождения и взывает к реализации в ходе жизни. Сюжет невыполнения жизненного проекта рассматривал в XX в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Он показывает в своих работах, что многие люди всю жизнь только и делают, что бегают от собственной судьбы. Они не честны с собой и предпочитают идти по легкому и накатанному пути, они скрывают от себя и подавляют



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: