Лекция 7. бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать Жизнь — ценность сама по себе, смысл, наслаждение

Счастье и смысл жизни

бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать Жизнь — ценность сама по себе, смысл, наслаждение, восторг побед и элегическое спокойствие созерцания при­суши ей самой, поэтому от нее не надо бежать ни в мир иной, ни в беспамятство нирваны. Неукротимая воля к жизни, к бытию всегда стремится вперед, она не боится потерь, не пытается удержать ускользающий вчерашний день, не останавливается на достигнутом. Оптимисти­ческий человек любит мир активно и деятельно, он сли­вается с потоком жизни в гармоничном двуединстве и со всей полнотой проживает каждую минуту, получая от нее то, что может дать именно она.

Оптимизм выражает себя также в виде «мелиоризма»

— убеждения в том, что мир, который далеко не во всем
блистает совершенством, можно улучшить. Начиная с
эпохи Просвещения эта точка зрения господствовала в
европейском сознании, в основе ее лежал рационализм

— представление о безграничных возможностях челове­
ческого разума. Из рационализма следовало, что чело­
век способен познать законы функционирования и раз­
вития общества, а затем применить их для усовершен­
ствования человеческих взаимоотношений и социально­
го устройства. Представление о ведущей роли разума вы­
зывало к жизни убежденность в том, что человечество
развивается прогрессивно — от простого к сложному, от
низшего к высшему — по восходящей.

В настоящее время прогрессистские взгляды постав­лены под сомнение, однако истинные оптимисты и в наши дни в конце трудного и противоречивого века не верят в мрачные пророчества о конце света или само­убийстве человечества. Они верят во всепобеждающую силу жизни и, что самое главное, предпринимают прак­тические усилия для того, чтобы решать реальные про­блемы улучшения современной ситуации и выхода из экологических и политических тупиков. Светлое миро­восприятие всегда усматривает впереди перспективу, ви-


лит будущее, потому что спокойно жить и продуктивно трудиться, упираясь носом в стену безнадежности, про­сто невозможно.

Говоря об оптимизме, мы уже коснулись чувства на­дежды — важнейшей составной светлого мировосприя­тия. Она означает, что мы предполагаем в будущем воз­можность перемен к лучшему. Мы не уверены (кто мо­жет быть уверен, что знает грядущее?), однако всеми си­лами души устремлены к тому свету, который маячит впереди. Надеяться — значит всегда ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого продолжения и благопо­лучного исхода. Именно надежда нередко помогает лю­дям выживать в самых тяжелых обстоятельствах и выхо­дить из опаснейших переделок. В народе говорят: «На­дежда умирает последней». Пока мы не впали в безна­дежность, мы не утрачиваем оптимизма, и, значит, мы в силах трудиться, бороться, наслаждаться тем, что дает нам жизнь здесь и сейчас.

Именно надежда выступает одной из ведущих христи­анских добродетелей. Человек должен верить в Бога и надеяться на благодать, на милость Всевышнего, на его безграничную любовь к тварному миру и каждой челове­ческой душе. Однако человек должен надеяться и на са­мого себя. «На Бога надейся, а сам не плошай», — гла­сит пословица. Светлое мировосприятие всегда видит мир через призму надежды.

Последний момент, который мне хотелось бы отметить, говоря о светлом, оптимистическом взгляде на жизнь, — это юмор. Юмор — слегка отстраненное и сочувственно-насмешливое отношение к самому себе и собственным об­стоятельствам — снижает накал драматизации, к которо­му склонны многие люди. Трагическое и пессимистичес­кое мировосприятие — всегда результат глубокой серьез­ности в отношении к самому себе, и оно, как правило, связано с представлением о строго очерченном должном порядке вещей. Ригористическая суровость делает любое



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: