Счастье и смысл жизни. Трагический взгляд на действительность означает по­нимание жизни как разрыва и надрыва, неизбывного ос­трого конфликта между добром и злом

Трагический взгляд на действительность означает по­нимание жизни как разрыва и надрыва, неизбывного ос­трого конфликта между добром и злом, наслаждением и страданием, совершенством и убогостью. При трагичес­ком мировосприятии человек бунтует против несовершен­ства действительности, не соглашается с ним, желает от­менить и упразднить существующие зло и несправедли­вость, одновременно понимая невозможность что-либо изменить. Трагичен «абсурдный человек» Альбера Камю, продолжающий жить вопреки царящей в его сознании и судьбе бессмысленности, трагичен тот, кто взыскует Бога и не слышит его внятного ответа, трагичны порывы ро­мантизма, желающего пребывать в царстве высоких чувств и обреченного на обывательское прозябание, наконец, трагична судьба революционеров всех стран и народов, которые хотят воплотить на земле утопию, а неизбежно получают лишь пародию на нее.

Ведущими сюжетами трагического мировоприятия яв­ляются:

• тема пропасти между Абсолютным (Богом) и конк­
ретными преходящими вещами. Эта тема характерна
для философских размышлений таких авторов как Свя­
той Августин, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, К. Барт,
Л. Шестов и др. Мир видится ими как бренный и пад­
ший, а человек — как греховное существо, отягощен­
ное виной и привязанное к своему низменному телу;

в отсутствие целей и абсолютов при переживании тяги к ним. Эта позиция свойственна безрелигиозному ми­ровоззрению, страдающему от собственного атеизма, основанного на идеале разумности;

• слепая судьба (рок) и человеческая ответственность.
Эта трагическая тема прослеживается с древности,
ее ярким выражением является миф о царе Эдипе,
пожелавшем обмануть судьбу и не сумевшем сделать
это. Роковое мировосприятие означает, что человек
не верит в возможность самостоятельного влияния на


______________________________________ Лекция 7

события своей жизни, он чувствует себя жертвой господствующей над ним необходимости, несчастным существом, лишенным свободного выбора. Стоит заметить, что стоический мудрец или завзятый «спи-нозианец» не усмотрели бы в этой ситуации никако­го трагизма, а указали бы на необходимость спокой­но подчиниться обстоятельствам. Трагизм рождает­ся из категорического несогласия с судьбой;

• несовпадение цели и результата, катастрофическое
расхождение между желаемым, планируемым и во­
площаемым, реализуемым. В просторечье это назы­
вается «за что боролись, на то и напоролись». Тяже­
лое разочарование, ощущение напрасности усилий,
вины и переживание собственной недальновидности
оказываются уделом тех, кто делает слишком боль­
шую ставку на цель и вкладывает в ее достижение
старания, которые потом не оправдываются.

• столкновение творческой индивидуальности со стан­
дартизированным внутренним миром среднего чело­
века. Уникальное видение, неординарность делают
поэта, художника, неповторимую личность чужими
на празднике жизни обывателя, нередко ставят их в
положение изгоев. Как писала Марина Цветаева:

Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?!

Кроме пессимизма и трагического мировосприятия, можно вьщелить также мировосприятие, условно говоря, депрессивное. Если пессимизм — явление прежде всего концептуальное, если трагедийность предполагает оцен­ку каких-то крупных, судьбоносных событий и явлений, то депрессивность — черта повседневной жизни. Это скверное, мрачное настроение, которое больше, чем что-либо иное, сказывается на обыденном поведении чело-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow