Нравственность перед искушением иномирностью

Мы знаем свет и тени лишь земного неба, вкус, запах и тяжеловесность лишь посюсторонних плодов; полнозвуч­ность, возможную только в физическом воздухе. Влага и сушь, голод и сытость, бодрость и сон — все это (чув­ственное, животное!) дано нам непосредственно и из­начально. И душа (даже если она тысячу раз бессмерт­на) упакована в наши переживания, слита, срощена с ними неразрывно. Всякое движение души рождается не в ней самой, а в синкретическом единстве телесного и духовного, что хорошо показывает в XX в. феномено­логия тела. Желание разъять телесную оболочку, вы­рваться из нее прочь — есть удел немногих: мистиков, святых, поэтов. М. Цветаева писала: «В теле — как в трюме, в себе — как в тюрьме». И это тоже — скорее порыв, чем постоянная установка. Точно так же обсто­ит дело с повседневностью, с заботой, как хорошо обо­значил ее М. Хайдеггер. Мы укоренены в заботе, по­гружены в нее, это наш способ жить, наши радости и огорчения. Об ином мире мы можем лишь гадать и до­гадываться. Именно поэтому было бы, наверное, греш­но (по любым законам — Божеским и человеческим) отвергать плоть, вместившую твою душу, и обыденную жизнь, которая сделала тебя именно тобой.

2. Если предположить, что умение любить — универ­сальная характеристика души, свойственная ей во всех проявлениях (прижизненных и посмертных), то следует сделать вывод: тот, кто не любит этот мир, не полюбит и тот. Несколько десятилетий назад была популярна пес­ня, и в ней были такие слова: «С чего начинается Роди­на? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных то­варищей, живущих в соседнем дворе...»То же самое мож­но сказать и о небесной родине. Пока не выучен урок любви к дольнему миру,.к папе и маме, к друзьям и под­ругам, к земле и порожденным ею созданиям, стремле­ние в горнюю высь остается лишь ханжеством, словес­ным блудом, добросовестным самообманом. Только если


______________________________________ Лекция 8

видишь духовное в любом конкретном проявлении по­вседневности, Духовный Абсолют, вероятно, сможет явиться тебе в своем более высоком обличий. И здесь мы подходим к третьему пункту: к вопросу о соотношении Бога и мира.

3. Я не стану приводить длинные и сложные аргумен­ты, которые применяют в теологических спорах сторон­ники двух выделенных позиций (мировоззренческие во­просы, как известно, вообще не решаются в логических дискуссиях!). Хочу лишь указать на точки зрения, при­сутствующие на Западе и на Востоке. Первая: Бог и мир разорваны. Между ними — пропасть. Их природа в кор­не различна. Бог трансцендентен миру, он — полнота бытия, в то время как мир — ложь, зло и бездна. Вторая: Мир — воплощение Бога или любимое Божье творенье. Бог не вне мира, он здесь, с нами, среди нас, он — внут­ренняя жизнь мира, его волшебное свечение, его Дух. Наша материальность, непроницаемость, твердость — «тело» Бога, его самодифференциация, одно из его сво­бодных воплощений, причуд его творчества.

Эта точка зрения очень близка мне, потому что, не отка-зываясь от идеи Бога, Абсолюта, Сверхсознания, она говорит миру «да». Много выдающихся имен среди тех, кто утверждал это «да» своей теоретической деятельностью и самой жизнью: Франциск Ассизский и Рамакришна, М. Ганди и Д. Андреев, Р. Штайнер и А. Безант. «Боль­шая ошибка суживать и сокращать область любви, пото­му что все во Вселенной божественного происхождения и заслуживает того, чтобы быть любимым», — пишет Свами Вивекананда, поясняя позицию Бхакти-йоги. Г. К. Честертон, характеризуя воззрения Франциска Ассиз­ского, отмечает: «Для святого Франциска ничто не было фоном... Можно сказать, что для него вообще не было "заднего плана" — кроме, пожалуй, той божественной мглы, из которой на зов любви Господней выходят одна за другой твари всех цветов и форм... Он не звал природу



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: