Патриотизм и гражданственность
С начала 90-х гг. Россия, возникшая в качестве самостоятельного государства на развалинах Советского Союза, как бы забыла о святом и вечном понятии патриотизма, отдав его на откуп радикальным политическим течениям. Однако эта нравственная категория, столь популярная в исчезнувшей ныне стране социализма, отнюдь не была порождена большевиками, она практически всегда присутствовала в сознании человечества с тех пор, как возникла государственность и появилась отчетливая моральная рефлексия. Патриотизм характерен уже для древнегреческих полисов — городов-государств, и мы без обиняков можем сказать, что эта нравственная ценность стоит у истоков всей европейской цивилизации.
Смысл слова «патриотизм» знаком каждому с детства, со школьной скамьи. (Быть может, только школа осталась сейчас тем островком в бушующем социальном море, где о патриотизме говорят и помнят.) Патриотизм — любовь к родине. Патриот — человек, который высоко ценит страну, в которой он родился и вырос, ее традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги.
|
|
Слово «патриотизм» в равной степени относится как к большой родине — целостной державе, всему народу, так
и к малой родине — к тем местам, в которых человек родился и вырос, где, быть может, он и ныне продолжает свой жизненный путь. Собственно, чувство большой родины и осознание патриотического долга перед ней практически всегда вырастает из эмоциональной приверженности малой родине — ближайшему окружению. Соседский двор, переулки Арбата, тропки на окраине родной станицы, друзья детства и юности — это не просто символы родины, но ее непосредственное выражение. И любовь к ним во многом придает смысл человеческой жизни и определяет те пути, которые создают биографию личности.
По сути дела, патриотизм может быть рассмотрен как разновидность любви вообще. Именно поэтому он выступает не только как чувство привязанности к знакомым местам, не только как ностальгия по родным пенатам, не только как ощущение укорененности в земле предков, но и как установка на определенного рода поведение. И потому совершенно уместно применить к нему тот способ анализа, который мы использовали, когда говорили о личной любви, опираясь на концепцию Э. Ф-ромма. Патриотизм (как и всякая настоящая любовь) — это деятельность во благо родины или готовность к ней, это глубокая непосредственная связь со всем тем, что человек считает своей родиной.
Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе своей родины. Люди, равнодушные к судьбам отечества, готовые в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами. Трудно, да и невозможно заботиться о своей родине, уехав от нее за тридевять земель. Невозможно говорить о любви, если один человек покидает другого и ведет свою жизнь вдалеке, невозможно говорить о патриотизме, глядящем на оставленную родину со стороны. И здесь не помогают ни поступающие издалека денежные вливания, ни добрые слова, которые звучат через расстояние с другого конца пла-
|
|