Лекция 9. Социально-нравственные добродетели

Социально-нравственные добродетели

Впрочем, армия — не единственное поле, где патрио­тизм не просто латентно существует, а насаждается и поддерживается официальными социальными структура­ми. Там, где речь идет о воспитании молодого поколе­ния, непременно присутствует идея любви к родине. Из­вестно, что в американских школах занятия начинаются с поднятия национального флага и пения гимна, т. е. напоминания о патриотических чувствах, которые всегда должны жить в человеке. И такой подход вполне законо­мерен: ни одно государство в мире не может жить и раз­виваться, оставаться единым и отстаивать свои границы, если в душах граждан не пошли в рост посеянные в дет­стве семена патриотизма.

На чем основывается патриотизм как факт человечес­кой жизни и как нравственная ценность? Есть разные вер­сии, объясняющие этот широко распространенный фе­номен. Наиболее экзотические из них таковы.

1. Версия Л. Н. Гумилева. Этнос — коллектив осо­бей, противопоставляющий себя другим коллективам и обладающий единым динамическим стереотипом пове­дения, создается за счет биофизического пассионарного толчка, следующего из космоса. Этнос, основа всякого народа, всякой целостной государственности, обладает, таким образом, единым типом энергетики, едиными виб­рациями. Люди одного этноса, уроженцы единого края, объединенные общими генетическими корнями, находят­ся в гармоническом «звучании» по отношению друг к другу, их патриотизм вырастает из единственно возмож­ной для них полной гармонии — гармонии пребывания вместе и в тех местах, где им был дан природой именно этот характер вибраций. Конечно, родина и народ могут включать не только один этнос, но совокупность этно­сов, составлять суперэтнос. Именно такую картину мы видим во многих современных странах, где патриотизм выходит за рамки узкоэтнического. Впрочем, единство родины и народа возможно лишь тогда, когда вибрации


этносов, входящих в народ страны, находятся в гармонии друг с другом, в противном случае объединение становится конфликтным и носит у Гумилева название химеры.

2. Эзотерическая версия. С точки зрения современ­ных эзотерических концепций, во многом опирающихся на духовидческие прозрения Д. Андреева, каждая вместе живущая и вместе действующая группа людей создает на тонких планах бытия особое образование «эгрегор». Вы­ступая порождением многих пребывающих в единстве душ и умов, эгрегор является не просто их пассивным порож­дением, но индивидуальностью, надличностной по 6т-ношению к создавшим его индивидам, мощной и само­стоятельной. Между людьми и эгрегором происходит по­стоянный обмен энергией, При этом не только индиви­ды кормят эгрегор своими эмоциональными и волевыми излучениями, но и он питает индивидов, выделяя им энергию из своей совокупной мощи. Более того, эгрегор способен выдвигать требования к личностям, направлять их и руководить ими. Чувство патриотизма — проявле­ние действия общенационального эгрегора, который ни­велирует внутри общности противостояние интересов отдельных групп, выдвигает на первый план момент един­ства и требует от индивидов служения себе. Именно по­этому предатель родины не только подвергается наказа­нию и презрению со стороны окружающих его сограж­дан, но и сам себя ощущает низким существом, поправ­шим святыню и недостойным прощения. Выброшенный из общности и лишенный эгрегориальной защиты, он становится изгоем.

Весь наш предыдущий разговор о патриотизме доста­точно ясно свидетельствует о том, что любовь к родине — чувство требовательное и как бы посягающее на сво­боду индивидуальности. Оно привязывает, сковывает, ограничивает волю человека и его самостоятельность. Не будем скрывать, это так и есть. Но ведь такова всякая любовь. Там, где любят избирательно, возникают мо-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: