Социально-нравственные добродетели. тались вполне нормальными и закономерными для мужа

тались вполне нормальными и закономерными для мужа.

Со временем экономическое и социальное положение женщины в обществе изменилось, она стала равноправ­ным партнером мужчины в экономическом и юридичес­ком отношении, и это дало основание для большей сво­боды нравов. Супружеская неверность перестала считаться страшным моральным преступлением, и современная жизнь уже не порождает трагедий вроде трагедии Анны Карениной, когда неверная жена подвергается обществен­ному остракизму. Тем не менее, перестав быть грехом, неверность отнюдь не сделалась добродетелью. Несо­мненно, лучше и с точки зрения нравственности, и с точки зрения эмоций, когда супруги и через десять, и через двадцать лет относятся друг к другу с любовью, не­жностью и страстью, не приискивая на стороне компен­саций. Тогда их парный эгрегор, составляющий основу, костяк семьи, не страдает, не нарушается, не дает тре­щин, способных разрушить все семейное здание.

Страстная и пафосная защита супружеской верности содержится в популярной современной книге Ричарда Баха «Мост через вечность». Главный герой книги, а им явля­ется сам автор, ищет идеальную возлюбленную, которой, конечно, не существует, и при этом полагает себя пол­ностью свободным в отношениях с реальной женщиной — Лесли. Но Лесли доказывает ему, что любовь без вер­ности невозможна, она борется с его предрассудком аб­солютной свободы и побеждает. Герой книги становится не просто верным мужем, но счастливейшим мужчиной на свете, ибо познает смысл настоящего единства, когда два человека сливаются телесно и духовно, когда одна индивидуальность оказывается для другой вечной прекрас­ной тайной и источником бесконечной радости.

Конечно, такая гармония не всегда возможна в по­вседневной жизни, и современные супруги, не желая рас­ставаться, нередко идут на компромиссы, мирятся с эмо­циональной избыточностью мужа или жены, если, разу-


______________________________________ Лекция 9

меется, сия избыточность не нарушает любви и дружбы в семье, не делает одного из супругов равнодушным и раз­дражительным. Вообще, нынешние нравы стараются не противопоставлять мораль и страсть, которая бывает весь­ма изменчива и капризна, а тяготеют к компромиссам между ними. Развестись, разрушить семью в наши дни легко, однако трудно созидать и начинать сначала.

Как ни странно, человек может иногда «отклоняться в сторону», но любить жену и заботиться о семье, в то вре­мя как другой, высокоморальный и неистово соблюдаю­щий верность, способен изводить свою супругу требова­ниями и придирками, быть злым и тяжелым в поведе­нии. От такого моралиста вся семья готова разбежаться в разные стороны.

Здесь мы касаемся того важного момента, что любовь к жене (мужу) отнюдь не сводится к верности, которая всегда выступала на первый план. Любовь к другому суп­ругу — это все те же забота, ответственность, уважение и знание, о которых мы уже говорили. Кроме того, это доброта и терпимость.

Супруги хороши и моральны друг для друга, когда они оба вносят вклад в материальное благосостояние их не­большого коллектива, поддерживают устраивающий обоих порядок в быту, снисходительно и терпеливо относятся к недостаткам друг друга (а они есть у всех), ненавязчиво воспитывают (совершенствуют) друг друга и, что очень важно, никогда не унижают! Знаменитый психотерапевт Эрик Берн описывает в своих книгах множество весьма неприглядных психологических игр, в которые порой иг­рают супруги, постоянно унижая друг друга, демонстри­руя собственное превосходство, насаждая у своей поло­вины чувство вины, доводя ее до отчаяния и получая при этом скудные и порочные психологические выигрыши. Люди, как показывает Берн, не всегда делают это созна­тельно, они лишь привыкают к негативным поведенчес­ким матрицам и не могут от них избавиться. Не играть в



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: