Лекция 10. Социально-нравственные добродетели

Социально-нравственные добродетели

ние, столь типичное для семей прошлых столетий. Од-нодетность практически стала нормой, а ребенку, кото­рый вырос один, конечно, не хватает старших и млад­ших близких родственников.

В западных странах во многом потеснен институт де­душек и бабушек. Конечно, очень хорошо, что пожилые люди в развитых странах экономически обеспечены и не­зависимы, мы, россияне, можем только мечтать об этом. Но оборотной стороной независимости является холод­ность взрослых детей к своим престарелым родителям, внуков — к дедам и наоборот. Становятся все менее зна­чимыми, уходят в прошлое традиции семьи, достоинство рода, семейная гордость. А ведь они были прекрасными, если, конечно, не переходили в необоснованную занос­чивость и кичливость.

Несмотря на фиксируемый специалистами кризис семьи, на массовость разводов и множество матерей-одиночек, идеалы семейности все-таки не утрачены. В сущности, каждый человек хочет, чтобы его любили родители, хо­чет иметь хорошую жену или мужа, славных детей и гор­диться тем, что он способен заботиться обо всех своих близких. Любовь к семье остается признанной доброде­телью, желанной и сулящей много радости. Это застав­ляет с надеждой смотреть в будущее.


ЗАЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА?

1. Какой человек нужен обществу?

Важнейшая функция морали — воспитательная. Мо­раль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности, является существен­ным моментом в формировании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, только в период взрослости оно перехо­дит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ориентиров, типа поведения и нравственно-психологи­ческих установок. Однако в детстве ребенок получает именно моральное воспитание, целенаправленное воз­действие извне: взрослые учат его, каким следует быть, объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют на­казания, следующие за нарушением моральных обязан­ностей. Правила нравственности преподаются в нераз­рывной связи с правилами этикета, ребенок одновре­менно получает представление о том, как следует оце­нивать себя и других, как себя вести с родными, в об­щественных местах, по отношению к выше- и нижесто­ящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автома­тизм действия: броситься на помощь слабому, помочь


Зачем воспитывать человека?

старику, уступить место малышу и т. д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты высо­кой морали, они конкретно-историчны и полностью вы­ражают характер господствующих нравов. Так, нрав­ственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к начальству и хамство по от­ношению к людям зависимым.

Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и сле­довать ей. Однако такой процесс представляет собой труд­ную морально-психологическую ломку, возможно, даже душевную революцию, так как ценности и тип поведе­ния, впитанные с молоком матери, прочно оседают в под­сознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему моральное воспитание — такая важная и ответственная вещь.

Моральное воспитание в разное время и у разных лю­дей основывается на различных принципах и приемах и формирует порой противоположные ценностные ориен­тиры. С древнейших времен старшие в социальной груп­пе (племени, роде, семье) целенаправленно формирова­ли у младших определенные черты, испытывали, экзаме­новали их на соответствие заданному образцу поведения. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствую­щих его объективным потребностям. Правильно воспи­танный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Именно поэтому общество никогда не оставляет воспитание на откуп жизненным случайностям, неуклон­но создавая подвижный слой разнообразных воспитате­лей молодого поколения (старейшины и наставники, няни и бонны, воспитатели детских учреждений и учителя, вожатые, тренеры и т. д.). Оно создает социальные ин-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: