Социально-нравственные добродетели
ние, столь типичное для семей прошлых столетий. Од-нодетность практически стала нормой, а ребенку, который вырос один, конечно, не хватает старших и младших близких родственников.
В западных странах во многом потеснен институт дедушек и бабушек. Конечно, очень хорошо, что пожилые люди в развитых странах экономически обеспечены и независимы, мы, россияне, можем только мечтать об этом. Но оборотной стороной независимости является холодность взрослых детей к своим престарелым родителям, внуков — к дедам и наоборот. Становятся все менее значимыми, уходят в прошлое традиции семьи, достоинство рода, семейная гордость. А ведь они были прекрасными, если, конечно, не переходили в необоснованную заносчивость и кичливость.
Несмотря на фиксируемый специалистами кризис семьи, на массовость разводов и множество матерей-одиночек, идеалы семейности все-таки не утрачены. В сущности, каждый человек хочет, чтобы его любили родители, хочет иметь хорошую жену или мужа, славных детей и гордиться тем, что он способен заботиться обо всех своих близких. Любовь к семье остается признанной добродетелью, желанной и сулящей много радости. Это заставляет с надеждой смотреть в будущее.
ЗАЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА?
1. Какой человек нужен обществу?
Важнейшая функция морали — воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности, является существенным моментом в формировании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, только в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ориентиров, типа поведения и нравственно-психологических установок. Однако в детстве ребенок получает именно моральное воспитание, целенаправленное воздействие извне: взрослые учат его, каким следует быть, объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок одновременно получает представление о том, как следует оценивать себя и других, как себя вести с родными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижестоящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь
Зачем воспитывать человека?
старику, уступить место малышу и т. д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты высокой морали, они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к начальству и хамство по отношению к людям зависимым.
Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Однако такой процесс представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно, даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, впитанные с молоком матери, прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему моральное воспитание — такая важная и ответственная вещь.
Моральное воспитание в разное время и у разных людей основывается на различных принципах и приемах и формирует порой противоположные ценностные ориентиры. С древнейших времен старшие в социальной группе (племени, роде, семье) целенаправленно формировали у младших определенные черты, испытывали, экзаменовали их на соответствие заданному образцу поведения. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствующих его объективным потребностям. Правильно воспитанный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Именно поэтому общество никогда не оставляет воспитание на откуп жизненным случайностям, неуклонно создавая подвижный слой разнообразных воспитателей молодого поколения (старейшины и наставники, няни и бонны, воспитатели детских учреждений и учителя, вожатые, тренеры и т. д.). Оно создает социальные ин-