вешенности и благожелательности, преподает маленькие уроки манипуляции чужим сознанием, впрочем, не злостные и не пагубные, помогает адаптироваться к агрессивной среде и достичь делового и финансового успеха. Сам по себе деловой и финансовый успех не ставится им под сомнение как неоспоримая ценность. Быть успешным — естественная установка для самосовершенствования в западной цивилизации.
Хороша ли установка на максимальное социальное приспособление? Хорошо ли стремиться быть как другие? Это непростые вопросы. Думаю, что до определенной степени такая установка вполне естественна: люди не живут в одиночку, они вписаны в социокультурный контекст, и их повседневность вместе с присущими ей ценностными ориентирами неизбежно стереотипизирована. Закавыка, однако, в том, что стремясь неукоснительно следовать общепринятым установкам, человек может раствориться в стандартах и образцах, нормах и стереотипах, стать марионеткой мнений и давлений, влияний и ценностных матриц. Вполне пристойная позиция социальной адаптиро-ванности чревата в эпоху массовой культуры тенденцией к потере собственного «я». Эта потеря происходит тогда, когда превосходится некая мера, нарушается баланс между адаптивно-необходимым и адаптивно-избыточным. Избыточная адаптивность превращается в бесхребетность, отсутствие индивидуальности приводит к потере личностного ядра. Люди просто-напросто перестают самостоятельно мыслить, выбирать в жизни, в работе, в творчестве то, что нужно именно им, а не требовательной социальной машине, в которой они являются колесиками и винтиками. Их самосовершенствование оборачивается драмой самоутраты. Довольно дорогая цена платится за приспособление как личностный идеал.
|
|
Э. Фромм показывает в книге «Человек для самого себя», сколь непродуктивна широко распространенная
Зачем воспитывать человека?
в наши дни рыночная ориентация сознания: индивиды начинают воспринимать себя как товар, который должен продаваться, поэтому они стремятся быстро выработать в себе набор востребуемых, «модных» качеств, которые сегодня одни, а завтра другие. Индивид все время меняется, приспосабливается, совершенно забывая о том, каков он на самом деле, становится сплошной вынужденной трансформацией — он должен выгодно продавать себя. Личность растворяется во внешних для нее требованиях, как сахар в горячем чае, от нее ничего не остается.
Сохранение гармонии между мерой социального и мерой индивидуального в процессе сознательного приспособления к требованиям общества — дело тонкое и трудное. Именно поэтому возникает вторая обозначенная нами позиция: идеал тотальной свободы индивида от внешних и внутренних ограничений и требований, созидание себя как индивидуальности, не подвластной никаким канонам. Скажем прямо, это идеал самовоспитания с претензией на сверхчеловечность.
|
|
Идеал стремления к сверхчеловеческой свободе издревле существует в культуре, он восходит к древним мистериям, к тайнам эзотерических учений и проходит через всю историю, то теряя свой мистический облик и профа-нируясь, то вновь обретая сакральные черты. Мы. находим его и в литературе Ренессанса, и у Ницше, и у Сартра. Особенно ярко, на мой взгляд, описан образец и путь к сверхчеловеческому в работах современных адептов древнего герметизма, в частности Дж. Бейнса.
Согласно изложенным Бейнсом герметистским воззрениям, нормальный средний человек — по определению существо ущербное, зависимое и несамостоятельное. Личность, взятая в ее обычном понимании, — лишь совокупность масок, механический агрегат, приводимый в движение могучими внешними силами. Человек не облада-