Лекция 1О. тийным легкомыслием. Таков воспитательный заряд большинства компьютерных игр

тийным легкомыслием. Таков воспитательный заряд большинства компьютерных игр. Очевидно, обществу необходимо контролировать и регулировать этот вид не­явной педагогики.

К опосредованному воспитательному воздействию мы должны, конечно же, отнести влияние книг. Хотя но­вые поколения читают все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспи­тателей человека. Источником морально-психологичес­кого и идейного воспитания является здесь автор. Даже отъединенный от читателей годами и столетиями, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжает транслировать через текст свои нравственные предпо­чтения, симпатии и антипатии, духовные ценности и ориентиры. Воспитание чтением оказывает не меньшее воздействие на растущего человека, чем ставшие ныне распространенными аудиовизуальные формы — телеви­дение и кино. Напротив, книга дает большую свободу воображению читателя, заставляет его совершать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоя­тельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая лите­ратура формирует богатство внутреннего мира, без ко­торого человек остается примитивным одномерным су­ществом. Поэтому, на мой взгляд, книгу рано списы­вать в архив, она продолжает демонстрировать огром­ные педагогические возможности.

Совокупный воспитатель, различные лики которого мы коротко охарактеризовали, всегда дополняется фигурами педагогов-профессионалов, тех, кто посвящает воспита­нию свою жизнь и деятельность. Далеко не все люди, получившие педагогическое образование, обладают при­званием подлинного воспитателя, и, несомненно, повезло тем детям и подросткам, тем юным, в чьей жизни был настоящий Учитель.


Зачем воспитывать человека?

Каковы же его черты?

1. Истинным воспитателем может быть только тот че­
ловек, который сам вполне усвоил идеи и ценности вы­
сокой морали и по мере сил стремится воплощать их в
жизни. Настоящий педагог — всегда гуманист, он ори­
ентирован на отношение к другим людям «не как к сред­
ству, а только как к цели» (И. Кант) и учит этому своих
воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и де­
мократичен одновременно. Разумеется, даже самый луч­
ший учитель — живой человек, и у него могут быть ошиб­
ки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситу­
ации он находит поистине человеческий выход, поступа­
ет бескорыстно, справедливо и благожелательно, никог­
да не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и
мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто
это звучит, учит добру, причем делает это как словесно,
так и личным примером.

2. Подлинное воспитание предполагает живой инте­
рес педагога к ученику, к его индивидуальности и внут­
реннему миру. Это интерес, который направлен на
утверждение личности воспитанника, ее гармонизацию
и развитие. Никогда не может быть хорошим воспитате­
лем тот, кто легко устает от людей. Можно сказать, что
воспитательный интерес сродни любви. Хороший вос­
питатель любит детей за то, что они есть, существуют,
имеют потенции для развития, за то, что у них есть душа.
И здесь его любовь к самым разным детям одинакова. Но
он любит их по-разному за душевные и интеллектуаль­
ные усилия, проявленные ими самими, поощряет луч­
шее в каждом из них, показывает пути, идя по которым
воспитанники смогут развить свои наиболее сильные сто­
роны.

3. Педагогическое общение — всегда диалог, который
никогда не прерывается. Его суть — постоянное возоб­
новление, всегда существующее «завтра». Воспитатель



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: