Лекция 1О. прежде всего родители. Именно они обучают его чело­веческому способу реагирования, предметно-практичес­ким действиям

прежде всего родители. Именно они обучают его чело­веческому способу реагирования, предметно-практичес­ким действиям, речи, представлениям о добре и зле, дол­жном и недолжном. Родители очень долго, иногда всю жизнь, остаются главными воспитателями для индивида и являются личностным критерием правильности его по­ступков: их одобрение и порицание может иметь для че­ловека огромное значение в любом возрасте. То, чему мама в детстве учила, внедряется очень глубоко в созна­ние и подсознание воспитуемого и порой определяет его поведение помимо его собственной воли, минуя рефлек­сивный контроль и рациональные пласты. Традицион­ное общество, о чем я уже говорила, высоко оценивало и всемерно укрепляло родительский авторитет, вменяя даже взрослым детям необходимость подчиняться старшим (эта традиция по сей день существует на Востоке, несмотря на разительность социокультурных перемен). Однако в современных западных странах в связи с резким возрас­танием темпа жизни родительское воспитание перестало быть вечным образцом для подражания, а иногда даже расценивается как тормоз на пути самоизменения и са­мовоспитания индивида, родительские стереотипы уста­ревают быстро.

Воспитание ребенка родителями — далеко не всегда сознательный процесс. Оно происходит прежде всего че­рез копирование, подражание, непосредственное усвое­ние ребенком родительского поведения и взглядов. То, что исходит от родителей, воспринимается малышом как единственно возможный способ действия и как норма. Ближайшее окружение, микрогруппа, в которой вырас­тает индивид, определяет его первичное отношение к дей­ствительности и другим людям, хотя впоследствии эти изначальные стереотипы могут быть критически пересмот­рены. Известная поговорка «яблоко от яблоньки недале­ко падает» подчеркивает глубокую зависимость юного «яблочка» от своих родителей.


Зачем воспитывать человека?

Внушая своему отпрыску определенные культурные нормы, высокогуманные и нравственные идеи, родите­ли действуют на рациональном, сознательном уровне. Но в то же время они способны неосознанно внедрить в душу ребенка жестокие конфликты, создать скрытую раз­рушительную программу поведения, влекущую за собой драматические последствия. Именно такому родительс­кому программированию посвящены работы американ­ского психолога Эрика Берна, о которых я уже говрила. Он показывает, что даже весьма заботливые родители порой закладывают в собственных детей программу не­удачника («лягушки») или дают им установку на столь жесткую самокритичность и требовательность к себе, что она превосходит всякие разумные пределы. Голос пер­вого воспитателя звучит в душе ребенка всегда, даже если он сумел преодолеть поработившую его программу.

Второй важный воспитатель подрастающего человека — это круг его товарищей. Если родители пользуются преимущественным влиянием в первые семь лет жизни человека, то, начиная со школьного возраста, на пер­вый план выдвигаются друзья, особенно старшие. В подростковом периоде «плохая» или «хорошая» компа­ния имеет решающее слово в формировании личности. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — гла­сит народная мудрость. Подростковый максимализм воздвигает стену между детьми и родителями, возника­ют секреты и тайны, которыми, как правило, не делят­ся со старшей родней (осудят, запретят), но ими можно и должно делиться с друзьями, получая их совет и под­держку, находя взаимное понимание. В этом смысле подростки воспитывают друг друга, хотя, конечно, нельзя сбросить со счетов влияние родителей, учителей и других взрослых. Товарищеский круг практически все­гда имеет одного-двух лидеров, более старших, чем ос­тальные. Установка лидеров и определяет микроклимат в коллективе: микроклимат высокой морали, дружбы и



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: