Лекция 1О
способен вести его. Он не может говорить один (говорить не только словами, но поступками, всем своим поведением, обликом, образом жизни). Ему необходима обратная связь, ответ, понимание, лишь тогда возникает продуктивное взаимодействие старшего и младшего, ведущего и ведомого. Кроме того, он способен слушать и слышать своих воспитанников, поистине внимать им, проникая в суть чужих проблем, желаний, стремлений. Такой диалог предполагает открытость педагога. Это не значит, что учитель и ученик оказываются полностью на равных (в подобном случае воспитание не смогло бы состояться), но дистанция, отделяющая старшего от младшего, не должна быть слишком большой и строгой. Открытость воспитателя означает достаточную степень откровенности, отсутствие Лицемерия, отсутствие страха показаться несовершенным. Педагог не бастион из нравоучений и норм, он противоречив, как всякий другой, и не должен делать из этого тайну.
4. Воспитательное воздействие включает в себя уважение к ученику, признание его индивидуальных способностей и права на свой жизненный выбор и жизненный путь. Настоящий педагог никого не «ломает через колено», и если он стремится исправить человеческую душу, то делает это, опираясь на естественные качества воспитанника, которые уже ему присущи. Найти лучшее в человеке и сделать это лучшее базой для дальнейшего совершенствования — вот величайшее достоинство воспитателя.
|
|
Завершая наш разговор о профессиональном воспитателе, хочется подчеркнуть, что истинный Педагог — человек высокой ответственности. Он чувствует, что при-частен ко всему, что происходит с его детьми, глубоко осознает свою роль в формировании их внутреннего мира и поведения в обществе.
Зачем воспитывать человека?
До сих пор мы размышляли о воспитании, которое дается человеку обществом, о тех морально-психологических маяках, на которые нас призывает равняться эпоха, а также о многообразных субъектах, берущих на себя роль педагога. Но как бы ни старались окружающие люди, как бы ни складывались обстоятельства, последнее слово в формировании собственного сознания и поведения остается за самим человеком. В конечном счете, он сам себе первейший воспитатель, учитель и педагог. Никто не в силах влезть в чужую душу и вставить другому свой ум, и Сартр совершенно прав, утверждая, что человек в любой ситуации может сказать «нет». Впрочем, точно так же он может сказать «да»: да — честности, стойкости, доброте, которым отнюдь не всегда благоприятствует внешняя действительность в лице других людей и событий.
Разумеется, маленький ребенок еще не умеет воспитывать себя, для этого ему нужно подрасти, развить самосознание, почерпнуть из общения и культуры некие идеалы и образцы, которым хочется следовать, но уже с подросткового возраста — 12—14 лет — каждый в силах влиять на свой характер, культивировать одни качества и отвергать другие, выбирать, к чему стремиться. Самовоспитание — неустранимый компонент жизни всякого думающего самостоятельного человека.
|
|
В современной психологии существует представление о «я-концепции». Это целостный образ себя, включающий те черты личности, которые устойчиво проявляются в разное время и при разных обстоятельствах. Например: я — гордый, я — смелый, я — трудолюбивый. Или наоборот: я — закомплексованный, я — трус, я — лентяй. От характера «я-концепции» зависит и самочувствие, и поведение индивида, а складывается она