Самовоспитание и его высшие цели

Лекция 1О

способен вести его. Он не может говорить один (гово­рить не только словами, но поступками, всем своим по­ведением, обликом, образом жизни). Ему необходима обратная связь, ответ, понимание, лишь тогда возникает продуктивное взаимодействие старшего и младшего, ве­дущего и ведомого. Кроме того, он способен слушать и слышать своих воспитанников, поистине внимать им, проникая в суть чужих проблем, желаний, стремлений. Такой диалог предполагает открытость педагога. Это не значит, что учитель и ученик оказываются полностью на равных (в подобном случае воспитание не смогло бы со­стояться), но дистанция, отделяющая старшего от млад­шего, не должна быть слишком большой и строгой. От­крытость воспитателя означает достаточную степень от­кровенности, отсутствие Лицемерия, отсутствие страха показаться несовершенным. Педагог не бастион из нра­воучений и норм, он противоречив, как всякий другой, и не должен делать из этого тайну.

4. Воспитательное воздействие включает в себя ува­жение к ученику, признание его индивидуальных спо­собностей и права на свой жизненный выбор и жизнен­ный путь. Настоящий педагог никого не «ломает через колено», и если он стремится исправить человеческую душу, то делает это, опираясь на естественные качества воспитанника, которые уже ему присущи. Найти лучшее в человеке и сделать это лучшее базой для дальнейшего совершенствования — вот величайшее достоинство вос­питателя.

Завершая наш разговор о профессиональном воспита­теле, хочется подчеркнуть, что истинный Педагог — че­ловек высокой ответственности. Он чувствует, что при-частен ко всему, что происходит с его детьми, глубоко осознает свою роль в формировании их внутреннего мира и поведения в обществе.


Зачем воспитывать человека?

До сих пор мы размышляли о воспитании, которое дается человеку обществом, о тех морально-психологи­ческих маяках, на которые нас призывает равняться эпо­ха, а также о многообразных субъектах, берущих на себя роль педагога. Но как бы ни старались окружающие люди, как бы ни складывались обстоятельства, после­днее слово в формировании собственного сознания и поведения остается за самим человеком. В конечном счете, он сам себе первейший воспитатель, учитель и педагог. Никто не в силах влезть в чужую душу и вста­вить другому свой ум, и Сартр совершенно прав, утвер­ждая, что человек в любой ситуации может сказать «нет». Впрочем, точно так же он может сказать «да»: да — чес­тности, стойкости, доброте, которым отнюдь не всегда благоприятствует внешняя действительность в лице дру­гих людей и событий.

Разумеется, маленький ребенок еще не умеет воспи­тывать себя, для этого ему нужно подрасти, развить са­мосознание, почерпнуть из общения и культуры некие идеалы и образцы, которым хочется следовать, но уже с подросткового возраста — 12—14 лет — каждый в силах влиять на свой характер, культивировать одни качества и отвергать другие, выбирать, к чему стремиться. Само­воспитание — неустранимый компонент жизни всякого думающего самостоятельного человека.

В современной психологии существует представле­ние о «я-концепции». Это целостный образ себя, вклю­чающий те черты личности, которые устойчиво прояв­ляются в разное время и при разных обстоятельствах. Например: я — гордый, я — смелый, я — трудолюби­вый. Или наоборот: я — закомплексованный, я — трус, я — лентяй. От характера «я-концепции» зависит и са­мочувствие, и поведение индивида, а складывается она



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: