Основания и процессуальный порядок применения мер пресечения

Вопрос № 4

Понятие мер пресечения, их отличие от других мер процессуального принуждения

Вопрос № 3

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора (ст.116 УПК).

Меры пресечения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить в будущем неправомерную деятельность подозреваемого, обвиняемого.

Меры пресечения применяются к лицам не признанным виновным в совершении преступления приговором суда. Эти меры лишены элементов кары. Их цели сводятся только к тому, чтобы обеспечить решения задач уголовного процесса, если этому могут помешать лица, подлежащие в последствие привлечению к уголовной ответственности.

В отличие от других мер процессуального принуждения меры пресечения применяются только к подозреваемому или обвиняемому для обеспечения расследования преступления и рассмотрения дела в суде, а так же для обеспечения исполнения приговора.

Ч.2 ст.116 УПК устанавливает следующие виды мер пресечения:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

При этом законодатель излагает меры пресечения в определенном порядке, по возрастающей, начиная от более мягкой и заканчивая более строгой.

Наличие в деле доказательств, изобличающих в преступлении лицо, к которому применяется мера пресечения, является необходимым условием для признания обоснованным факта применения меры пресечения.

Согласно ст.117 УПК меры пресечения могут применяться лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый (1)могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; (2)воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; (3)совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; (4)противодействовать исполнению приговора.

Следовательно, к моменту решения вопроса о мере пресечения помимо доказательств, изобличающих определенное лицо в преступлении, должны иметься также данные, подтверждающие возможность совершения этим лицом неправомерных действий, которые помешают осуществлению правосудия. Только наличие совокупности данных, изобличающих определенное лицо в преступлении и свидетельствующих о возможности его ненадлежащего поведения, может явиться основанием для применения к этому лицу меры пресечения.

При решении вопроса о мере пресечения, помимо наличий оснований для избрания меры пресечения, ч.2 ст.117 УПК обязывает учитывать характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

В соответствии с законом избирать меры пресечения вправе: орган дознания, дознаватель, следователь, Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, прокурор и суд.

При этом о применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, дознаватель, следователь, Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, директор Департамента финансовых расследований, прокурор или судья выносят постановление, а суд – определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены (ч.1 ст.119 УПК).

На стадии предварительного расследования заключение под стражу, домашний арест и залог могут применяться только с санкции прокурора или его заместителя (ч.2 ст.119 УПК).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс (ст.120 УПК).

Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться подозреваемый, обвиняемый определяет орган, избирающий меру пресечения, с учетом возможно­стей и интересов лица, к которому применяется данная мера.

Мера пресечения в виде подписки о невыезде c учетом общественной опасности совершенного преступления может при­меняться к лицам, имеющим постоянное место жительства, за­нятия, семью и т.п., когда вероятность их уклонения от следствия и суда незначительна и может быть устранена данной мерой пресечения.

Личное поручительство (ст.121) заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Число поручителей не может быть менее двух. Применение этой меры пресечения допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые подозреваемого, обвиняемого. В законе прямо указано, что поручителями могут бытьтолько заслуживающие доверия лица. Из этого следует, что поручители должны иметь авторитет в глазах окружающих и достаточно очевидные возможности оказывать положительное влияние на поведение подозреваемого, обвиняемого.

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части (ст.122) состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные или иные сборы (занятия) подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.

Данная мера пресечения применяется только к военнослужащим и выражается в том, что последние не увольняются из расположения части, лишаются права ношения оружия, не назначаются в караул и т. д.

Командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана мера пресечения. Об установлении наблюдения командование обязано в письменной форме уведомить орган, избравший меру пресечения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.123) родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр, возможна лишь по письменному ходатайству вышеперечисленных лиц.

Залог (ст.124) заключается во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в депозит органа предварительного расследования или суда денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Сумма залога определяется органом, ведущим уголовный процесс и применяющим эту меру пресечения, с учетом тяжести преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя, но не менее ста базовых величин.

Залог применяется при условии полного возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением. Залог не применяется в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений.

Залог не может быть предметом конфискации.

Домашний арест (ст.125) заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности.

Применяемые проавоограничения перечислены в ч.2 ст.125 УПК.

Основания и порядок применения этой меры пресечения такой же, как и заключение под стражу.

Заключение под стражу (ст.126-127) является наиболее строгой мерой пресечения.

Лицо, взятое под стражу, фи­зически изолируется от общества и содержится под охраной.

Если при избрании мер пресечения, не связанных с лишением свободы, большое значение имеет психологический характер их воздействия на поведение обвиняемого (подозреваемого), то при заключении под стражу на первый, план выступает физическое ограничение свободы, в результате которого резко сужается возможность скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать осуществлению задач уголовного судопроизводства и продолжать преступную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: