Порядок производства в надзорной стадии

Вопрос № 2

Вопрос № 1

Надзорное производство

Тема № 16

Вопросы:

1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции.

2. Порядок производства в надзорной стадии.

3. Решения, принимаемые в надзорной инстанции.

Надзорное производство это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступившими в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесение решения по делу.

Судебный надзор осуществляется вышестоящими судами за деятельностью нижестоящих судов, создает гарантии правильного разрешения дел, способствует достижению единой судебной практики, обеспечивает наиболее полное осуществление целей правосудия.

Производство в надзорной инстанции относится к исключительным стадиям уголовного процесса. Исключительность данной стадии состоит в специфике, которая вытекает из того, что устранение нарушений закона осуществляется лишь после вступления пересматриваемого решения суда в законную силу.

Цель пересмотра судебных решений в порядке надзора – проверить законность и обоснованность приговора, определения, постановления суда, а также и деятельность органов предварительного расследования.

При рассмотрении дел в порядке надзора, так же как и при кассационном производстве, действует ревизионное начало.

Выводы судьи надзорной инстанции могут основываться не только на имевшихся в деле материалах, но и дополнительно представленных материалах.

В порядке судебного надзора дела могут быть рассмотрены неоднократно. При этом обязательно соблюдается принцип инстанционности.

В порядке надзора может быть исправлена ошибка, допущенная судом в кассационной инстанции, если им при рассмотрении дела необоснованно изменяется или отменяется законный приговор, определение, постановление суда либо, наоборот, не отменяется или оставляется без изменения не законный и не обоснованный приговор, определение, постановление суда первой инстанции.

Следует отметить, что в порядке судебного надзора рассматриваются не все уголовные дела.

С жалобами на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут обращаться стороны уголовного процесса. Кроме того с просьбами о принесении протеста на такие решения суда могут обращаться любые граждане, учреждения и организации. Судебная ошибка может быть обнаружена и непосредственно вышестоящими судами при проверке деятельности нижестоящих судов. При этом жалобы и заявления должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня ее подачи (ст. 408 УПК).

В соответствии с ч.2 ст.404 УПК протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители - на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции - на приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор и их заместители в пределах своей компетенции - на приговоры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению (ч.3 ст.404 УПК).

Указанные лица вправе истребовать, в пределах своей компетенции, любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда. Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора (ст.409 УПК).

Указанные лица, усмотрев, что приговор, определение или постановление суда по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными, приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию.

Если же лицо, истребовавшее дело, не обнаружило в нем основания для принесения протеста, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. Протест в этом случае не приносится, о чем сообщается лицам, по жалобам которых дело было истребовано для проверки (ст.410).

Согласно ст.407 УПК судами надзорной инстанции являются:

1. Президиумы областного, Минского городского судов, которые рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов.

2. Президиум Белорусского военного суда, который рассматривает уголовные дела по протестам на кассационные определения этого суда и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления межгарнизонных военных судов.

3. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиумов областных, Минского городского судов или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, а также приговоры, определения, постановления областных, Минского городского судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь.

4. Военная коллегия Верховного Суда, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиума Белорусского военного суда или при отсутствии кворума в президиуме указанного суда по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления межгарнизонных военных судов, а также приговоры, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде.

5. Президиум Верховного Суда, который рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда.

Порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции подробно изложен в ст.411 УПК.

Уголовное дело по протесту рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее 15 суток, а Президиумом Верховного Суда - не позднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом (ч.1 ст.411).

В соответствии с ч.2 ст.411 УПК, в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора принимают участие:

1. в президиумах областного, Минского городского, Белорусского военного судов - прокуроры области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор либо их заместители;

2. в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда - прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором Республики Беларусь;

3. в Президиуме Верховного Суда - Генеральный прокурор или его заместители.

В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители. При этом приглашаемым на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом (ч.3 ст.411 УПК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: