Оценка денежного потока косвенным методом

3.

2.

План

4.

2.

1 2

1.

План

План

1. Экономическое содержание затрат и расходов корпоративной организации. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

2. Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью.

3. Доходы корпоративной организации, их виды и условия признания. Понятие выручки от продаж, порядок ее формирования и использования.

4. Экономическое содержание и функции прибыли. Формирование финансовых результатов корпоративной организации. Виды прибыли и взаимосвязь между ними.

1.

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

По экономическому содержанию расходы организации делятся на материальные, трудовые и денежные. Материальные расходы связаны с ресурсным обеспечением финансово-хозяйственной деятельности организации и включают в себя стоимость приобретенного сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, услуг сторонних организаций. Трудовые расходы направляются на оплату труда персонала организации. Денежные расходы представляют отгок денежных средств. Это уплата налогов и обслуживание денежного оборота организации. Например, платежи банку за расчетно-кассовое обслуживание, выплаты процентов по кредитам.

По способу принятия решений расходы делятся на альтернативные и вмененные. К вмененным расходам относятся расходы, обязательные для организации, например, налоговые платежи, платежи во внебюджетные фонды, оплата лицензий или членства в профессиональных саморегулируемых организациях. Остальные расходы являются альтернативными, поскольку организация может выбирать способ организации производственного процесса.

Например, бухгалтерский учет можно вести, имея собственную бухгалтерскую службу, или передать его другой организации. В первом случае организация несет трудовые расходы, во втором — расходы на оплачу услуг сторонней организации.

Признак классификации Виды расходов

Экономическое содержание Материальные, трудовые, денежные

Участие в бизнес-процессе Производственные, коммерческие, непроизводственные

Принятие решений Альтернативные и вмененные

Агрегированные расходы по видам потребляемых ресурсов:

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Амортизация

Прочие затраты

Статьи затрат Сырье и материалы

Возвратные отходы (вычитаются)

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги

производственного характера сторонних организаций

Топливо и энергия на технические цели

Заработная плата производственных рабочих

Отчисления во внебюджетные фонды

Расходы на подготовку и освоение производства

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Потери от брака

Прочие производственные расходы

Коммерческие расходы

Зависимость от объема производства (реализации)

Постоянные и переменные

Способы распределения между видами продукции

Прямые и косвенные

Связь с технологическим процессом

Основные и накладные

Степень агрегирования

Одноэлементные и комплексные

Периодичность возникновения

Постоянные и единовременные

Использование в системе управления

Прогнозные, плановые и фактические

Степень регулирования

Нормируемые и ненормируемые

Расходы в зависимости от направления деятельности организации

Инвестиционные

На текущую деятельность

На потребление

По участию в бизнес-процессе расходы делятся на производственные, коммерческие, непроизводственные. К производственным расходам относятся расходы, связанные с обеспечением производственного процесса. В них включаются расходы на приобретение материалов, ремонт оборудования, оплату труда работников, приобретение топлива и электроэнергии, оплату услуг сторонних организаций. К коммерческим расходам относятся расходы, связанные с реализацией и продвижением продукции на рынках. Они включают в себя расходы на затаривание и упаковку готовой продукции, транспортировку, рекламу и маркетинговые услуги. К непроизводственным расходам относятся расходы, не связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Такие расходы, как правило, имеют социальный характер: оказание материальной помощи персоналу, содержание объектов социально-культурного назначения, оплата социальных пакетов работникам, благотворительные пожертвования.

К агрегированным расходам относятся расходы, сгруппированные по видам потребляемых ресурсов в процессе финансово-хозяйственной деятельности организаций. Материальные затраты отражают стоимость разнообразных потребляемых материальных ресурсов, затраты на оплату труда — заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды, амортизация — стоимость износа оборудования, используемого в процессе производственной деятельности.

Начисление амортизации основных средств производится одним из следующих способов: линейным способом, способом уменьшения остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

-исходя из первоначальной стоимости основных средств и норм амортизации, исчисленных с учетом срока полезного их использования (линейный метод);

-исходя из остаточной стоимости основных средств на начало отчетного года и норм амортизации, исчисленных с учетом срока полезного их использования;

-исходя из первоначальной стоимости основных средств и соотношения числа лет, остающихся до конца срока полезного использования основных средств и общего срока полезного использования;

-пропорционально объему выпускаемой продукции.

Все расходы на производство и реализацию продукции группируются по статьям затрат. Необходимость классификации расходов по статьям затрат связана с формированием цен на товары, работы и услуги организаций.

В зависимости от объемов производства (реализации) расходы организаций делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от объема производства. К ним относятся некоторые виды налогов, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и т.д. Переменные расходы изменяются пропорционально объему выпускаемой продукции, работ, услуг. К переменным расходам, как правило, относятся материальные затраты, заработная плата основных производственных рабочих.

В зависимости от способов распределения затрат между видами продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми расходами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции. Например, расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата производственных рабочих и т.п. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, услуги вспомогательного производства и др. Например, расходы на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработная плата аппарата управления и вспомогательного персонала. Косвенные расходы, так же как и прямые, относятся на себестоимость продукции, но косвенным путем, т.е. путем распределения между отдельными видами продукции, работ, услуг.

В зависимости от связи с технологическим процессом расходы делятся на основные и накладные. К основным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг: стоимость потребленного сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих и т.п. Накладные расходы сопутствуют основной деятельности организации. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, обслуживание производства, командировки, обучение персонала и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).

По степени агрегирования расходы делятся на одноэлементные и комплексные. Одноэлементные расходы представляют собой один вид расхода. Комплексные расходы объединяют в себе одноэлементные расходы. Например, материальные расходы включают в себя расходы на сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части.

Расходы могут подразделяться по признаку периодичности возникновения на постоянные и единовременные. К постоянным расходам относятся все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, такие как материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация. Эти расходы поддаются планированию. К единовременным расходам относятся расходы, которые возникают спонтанно. Например, стоимость внепланового ремонта оборудования, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и т.п.

В системе управления используются прогнозные, плановые и фактические значения расходов. Прогнозные расходы имеют ориентировочный, информационный характер. Плановые расходы выступают в форме обязательных лимитов в процессе составления бизнес-планов или производственных планов. Фактические расходы формируются на основе текущих данных.

По степени регулирования расходы организаций подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, налоговые платежи. К нснормирусмым расходам относятся единовременные расходы.

Расходы организаций в зависимости от направления их деятельности можно разделить на инвестиционные расходы (расходы на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов; расходы, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг), и расходы на социально- культурные мероприятия (содержание столовых, санаториев, домов культуры и отдыха, летних лагерей отдыха, улучшение бытовых условий и др.). Источником финансирования последних является чистая прибыль организаций.

Выбор классификации расходов зависит от области принятия управленческих решений. Например, выделение постоянных и единовременных расходов используется в процессе управления денежными потоками. Значения постоянных и переменных расходов используются для прогнозирования прибыли при уменьшении объемов реализации. Соотношение основных и накладных расходов характеризует инфраструктуру бизнеса. Статьи затрат позволяют охватить все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, а агрегированные показатели повышают оперативность бухгалтерской отчетности.

2.

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Экономической основой получения экономических выгод является создание новой стоимости товара, работы, услуги и последующее приобретение ее потребителем.

Доходы организации в зависимости от характера и условий их получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы

К доходам от обычных видов деятельности относятся выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, дебиторская задолженность, арендная плата, лицензионные платежи и роялти.

Под выручкой от продажи товаров, работ и услуг понимаются денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу организации в результате получения экономической выгоды. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления от этой деятельности — арендная плата. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью — лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности.

Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся организации со стороны других юридических и физических лиц.

К прочим доходам организации относятся прибыль:

-полученная организацией в результате совместной деятельности;

-поступления от продажи основных средств и иных активов;

-кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

-активы, полученные безвозмездно;

-проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств;

-поступления, связанные с участием в других организациях;

-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

-курсовые разницы.

Величина доходов зависит в основном от объема реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, цен на них и дебиторской задолженности. Доходы зависят также от финансовой дисциплины покупателей продукции и потребителей работ и услуг. Чем выше доля дебиторской задолженности в составе доходов, тем меньшими финансовыми ресурсами располагает организация. Это создает угрозу возобновляемости производственного процесса вследствие несвоевременности исполнения обязательств перед персоналом, государством и поставщиками. В условиях кризиса надежность партнеров в выполнении своих обязательств приобретает особое значение, поскольку снижает риск неплатежа покупателя. В условиях кризиса, как правило, все усилия управленческого персонала организации направляются на удержание своих позиций на рынке. Одним из способов сохранения конкурентоспособности организации является снижение цен. В условиях кризиса и падения спроса это позволяет поддерживать объем продаж путем стимулирования активности покупателей.

Своевременное поступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. Во-вторых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу всех возможных поступлений средств.

Значение выручки в деятельности организации выражается в следующем:

-Выручка служит основным показателем результативности работы предприятия.

-От своевременности поступления выручки зависят финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками предприятия.

-За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потерю прибыли, но и перебои в работе и остановку производства.

Разделяют выручку, которая формируется в бухгалтерском учете, и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти два понятия, как правило, не совпадают по величине и по своему экономическому содержанию.

В бухгалтерском учете выручка всегда устанавливается по отгрузке продукции и по предъявлению покупателю расчетных документов.

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения рассчитывают одним из следующих методов:

1) методом начисления — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

2) кассовым методом — по поступлению денежных средств на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению денежных средств в кассу предприятия.

Организация имеет право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

Если поступление выручки на счет предприятия означает завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой начало нового кругооборота, а также стадию распределительного процесса. На этой стадии формируется доходная база бюджета государства различных уровней, тем самым обеспечивая общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка используется в первую очередь для оплаты счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих и т.п. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход, из которого в первую очередь возмещаются средства, израсходованные на оплату труда. Оставшиеся после этого средства составляют чистых доход предприятия, направляемый на уплату налогов, относимых на финансовый результат деятельности и формирование прибыли.

4.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.

Прибыль предприятия можно рассматривать с нескольких сторон:

-как экономическую категорию;

-как форму денежных накоплений;

-как результат деятельности предприятия;

-как источник финансирования развития предприятия;

-как критерий оптимизации текущих затрат;

-как критерий выбора инвестиционных проектов.

Как экономическая категория прибыль — это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль — это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Прибыль = Доходы - Расходы.

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие:

1.Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.

2. Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам.

3.Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

-получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

-обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

-обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

-получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

-обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы доходов от реализации и прочих доходов в действующих ценах (без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов.

Основные показатели финансовых результатов представлены в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах»:

Выручка-нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг = Валовая прибыль – Коммерческие расходы

– Управленческие расходы = Прибыль (убыток) от продаж + Прочие доходы – Прочие расходы = Прибыль (убыток) до налогообложения ± Отложенные налоговые активы ±

Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль = Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Валовая прибыль — это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного период а — это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в форме № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так, для собственников основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительного договора.

Чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена:

-На отчисления в резервный капитал (формирование резервного фонда). Как известно, резервный капитал может быть создан как в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью (в последних создание резервного фонда носит добровольный характер).

-На выплату дивидендов. Акционерное общество вправе принимать решения не только о выплате дивидендов по итогам финансового года, но и о выплате промежуточных дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года (выплата (объявление) дивидендов относится к компетенции общего собрания акционеров). Однако наличие достаточной по размерам прибыли вовсе не означает, что общество вправе объявлять и выплачивать дивиденды как по обыкновенным, так и по привилегированным акциям. Законом «Об акционерных обществах» установлены определенные ограничения на выплату дивидендов:

а) общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов до полной оплаты всего уставного капитала (для вновь создаваемых АО);

б) нельзя принимать решение о выплате дивидендов до выкупа всех акций, которые общество обязано выкупить у акционеров по их требованию;

в) нельзя принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов, если на момент их выплаты акционерное общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

г) собрание акционеров не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если стоимость чистых активов общества меньше суммы трех величин: уставного капитала; резервного фонда; превышения над номинальной стоимостью, определенной уставом, ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций (либо станет меньше этой суммы в результате выплаты дивидендов).

Расходование части прибыли на выплату дивидендов акционерам повышает доходность акций, а значит — их курсовую стоимость и привлекательность новых эмиссий акций предприятия. Все это, в конечном счете, увеличивает капитал предприятия. Вместе с тем, этот вопрос связан с принятием серьезных финансовых решений в рамках дивидендной политики предприятия.

-На погашение убытков прошлых лет.

-На прочие выплаты по решению акционеров (учредителей) организации. Значительная часть прибыли может быть направлена на финансирование инвестиций во внеоборотные активы и в прирост оборотных средств (капитализация прибыли). Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность организации за счет собственных источников финансирования, снижая при этом финансовые расходы предприятия на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Наряду с финансированием развития производства прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на удовлетворение социальных нужд (эксплуатация социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий); на материальное поощрение (выплата премий, оказание материальной помощи сотрудникам, надбавки к пенсиям и т.п.).

Тема № 4 «Организация управления оборотными средствами корпоративной организации»(л/з 2 ч., с/з 4 ч.)

1. Экономическое содержание оборотных средств и особенности их кругооборота. Состав и структура оборотных средств.

2. Оценка производственного и финансового цикла и их влияния на операционный цикл организации.

3. Основы организации управления оборотными средствами.

4. Источники финансирования оборотных средств.

Оборотными средствами (текущими, оборотными активами) являются активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года и могут потребляться неоднократно. Оборотный капитал (чистый оборотный капитал, собственные оборотные средства) может быть определен как разность между оборотными (текущими) активами и краткосрочными (текущими) обязательствами.

В состав оборотных средств входят:- товарно-материальные запасы, -дебиторская задолженность, -краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), -денежные средства.

Оборотный капитал – это показатель ликвидности организации. Он отражает величину капитала, которым располагает организация для осуществления своих ежедневных операций, и представляется ее чистыми оборотными активами (т.е. оборотные активы минус краткосрочные обязательства).

Управление оборотным капиталом – это процесс планирования и контролирования уровня и соотношения оборотных активов компании, а также источников их финансирования. Задачей управления оборотным капиталом является принятие решения в отношении того, каким должен быть максимально приемлемый уровень дебиторской задолженности, максимально возможный уровень краткосрочных инвестиций, минимально необходимый уровень запасов, а также необходимый уровень денежных средств на определенный момент времени.Оборотные активы взаимосвязаны друг с другом.

Группа 3 МПЗ
Группа 2 Дебиторская задолженность
Группа 1 Денежные средства


Кругооборот оборотных активов предприятия

Отмеченные на рисунке связи отражают последовательность перехода оборотных средств из одной группы в другую.

Связь 1 – трансформация материалов и запасов в готовую продукцию и реализация ее по безналичному расчету.

Связь 2 – погашение возникшей в результате реализации готовой продукции дебиторской задолженности и поступление платежей на расчетный счет.

Связь 3 – покупка материалов и запасов для производства новойпродукции.

Рассмотрение указанных связей отражает так называемое «движение денежных средств» на предприятии. Рассмотрение же всей технологической цепочки на предприятии отражает следующая трансформация:


ДС СМ НЗ ГП ДЗ ДС,

где ДС – денежные средства; СМ – сырье и материалы; НЗ – незавершенное производство; ГП – готовая продукция; ДЗ – дебиторская задолженность.

Анализ указанной трансформации позволяет выявить наиболее слабые звенья производственного процесса.

Операционный цикл оборотного капитала – это период времени, который начинается с момента покупки сырья и материалов (а также других видов запасов) и заканчивается в момент поступления денежных средств от покупателей за проданную им продукцию (товары, выполненные работы/оказанные услуги).

Схематически операционный цикл оборотного капитала производственного предприятия можно представить следующим образом:

Продолжительность операционного цикла зависит от эффективности управления оборотным капиталом, а также от отрасли, в которой компания осуществляет свою деятельность. Оптимальным периодом операционного цикла является период, в котором у компании нет неиспользуемых денежных средств или запасов и в то же время достаточно высокий уровень ликвидности.

Эффективность управления оборотным капиталом напрямую связана с тем, насколько эффективно организация управляет его отдельными компонентами – запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами, а также краткосрочными обязательствами.

3.

Основные задачи финансового менеджера в области управления оборотными средствами:

-Определить правильную структуру активов.

-Стремиться иметь минимально-возможную величину товарно-материальных запасов.

-Обеспечивать своевременные оптимальные объемы заказов.

-Своевременно получить деньги у покупателей и заказчиков.

-Ускорить приток денежных средств.

-Отсрочить платежи.

-Замедлить отток денежных средств.

-Увеличить объем продаж.

-Разработать подходящую для предприятия инвестиционную стратегию.

Основой политики финансирования оборотных средств является определение оптимального для предприятия размера собственных оборотных средств (размера чистого оборотного капитала, или “рабочего капитала”).

Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства, или “рабочий капитал”) — разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными (текущими) обязательствами, то есть часть оборотных средств, которая финансируется за счет долгосрочных источников средств (собственных средств и долгосрочных обязательств). Размер собственных оборотных средств определяет степень ликвидности предприятия. На финансовом положении предприятия отрицательно может сказаться не только недостаток, но и излишек собственных оборотных средств.

В политике финансирования оборотных средств используют следующие подходы:

1) вся потребность в оборотных средствах финансируется за счет краткосрочной задолженности, то есть “рабочий капитал” равен нулю;

2) часть минимально необходимого размера средств в запасах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных средств;

3) минимально необходимый размер средств в запасах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных источников;

4) почти вся постоянная потребность в оборотных средствах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных источников. Это означает, что размер “рабочего капитала” поддерживается на уровне минимально необходимого размера средств в запасах и почти всего среднего размера средств в расчетах с дебиторами;

5) вся постоянная потребность в оборотных средствах и половина переменной (сезонной) потребности финансируются за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных источников, “рабочий капитал” существенно повышается по сравнению с предыдущим подходом;

6) вся потребность в оборотных средствах финансируется за счет собственных источников средств и долгосрочных заемных средств.

Подход 1 очень рискован для ликвидности, поэтому его практически не используют. Подход 2 также очень рискован с точки зрения возможности потери ликвидности. При подходе 3 нет излишка собственных оборотных средств. При подходе 4 соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей приемлемо (финансовый цикл короче операционного), но иногда может возникать небольшой излишек собственных оборотных средств.

Наиболее приемлемыми подходами в управлении оборотным капиталом следует считать подходы 3 и 4. Подход 5 означает, что риск потери ликвидности еще ниже, но периодически в течение года может появляться существенный излишек собственных оборотных средств. Подход 6 возможен только теоретически, поскольку реально у предприятия всегда есть какая-то сумма краткосрочной задолженности.

Тема № 5 «Управление денежными средствами корпоративной организации»(л/з 2 ч., с/з 4 ч.)

1. Денежные потоки корпоративной организации, их состав и классификация.

2. Содержание управления денежными потоками.

3. Методы расчета денежных потоков.

4. Сущность инвестиций и содержание инвестиционной деятельности корпоративной организации.

1.

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Понятие «денежный поток предприятия» является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающих хозяйственную деятельность. В целях обеспечения эффективного целенаправленного управления денежными потоками они требуют определенной классификации. Такую классификацию денежных потоков осуществляют по следующим основным признакам:

1.По масштабам обслуживания хозяйственного процесса выделяются следующие виды денежных потоков:

-денежный поток по предприятию в целом. Это наиболее агрегированный вид денежного потока, который аккумулирует все виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственный процесс предприятия в целом;

-денежный поток по отдельным структурным подразделениям (центрам ответственности) предприятия. Такая дифференциация денежного потока предприятия определяет его как самостоятельный объект управления в системе организационно-хозяйственного построения предприятия;

-денежный поток по отдельным хозяйственным операциям. В системе хозяйственного процесса предприятия такой вид денежного потока следует рассматривать как первичный объект самостоятельного управления.

2. По видам хозяйственной деятельности выделяют следующие виды денежных потоков:

-денежный поток по операционной деятельности. Он характеризуется денежными выплатами поставщикам сырья и материалов; сторонним исполнителям отдельных видов услуг, обеспечивающих операционную деятельность: заработной платы персоналу, занятому в операционном процессе, а также осуществляющему управление этим процессом; налоговых платежей предприятия в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; другими выплатами, связанными с осуществлением операционного процесса. Одновременно этот вид денежного потока отражает поступления денежных средств от покупателей продукции; от налоговых органов в порядке осуществления перерасчета излишне уплаченных сумм и некоторые другие платежи;

-денежный поток по инвестиционной деятельности. Он характеризует платежи и поступления денежных средств, связанные с осуществлением реального и финансового инвестирования, продажей выбывающих основных средств и нематериальных активов, ротацией долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля и другие аналогичные потоки денежных средств, обслуживающие инвестиционную деятельность предприятия;

-денежный поток по финансовой деятельности. Он характеризует поступления и выплаты денежных средств, связанные с привлечением дополнительного акционерного или паевого капитала, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, уплатой в денежной форме дивидендов и процентов по вкладам собственников и некоторые другие денежные потоки, связанные с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия.

3. По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков:

-положительный денежный поток, характеризующий совокупность поступлений денежных средств на предприятие от всех видов хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин «приток денежных средств»);

-отрицательный денежный поток, характеризующий совокупность выплат денежных средств предприятием в процессе осуществления всех видов его хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин «отток денежных средств»).

4. По методу исчисления объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:

-валовой денежный поток. Он характеризует всю совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов;

-чистый денежный поток. Он характеризует разницу между положительным и отрицательным денежными потоками (между поступлением и расходованием денежных средств) в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов.

Расчет чистого денежного потока по предприятию в целом, отдельным структурным его подразделениям (центрам ответственности), различным видам хозяйственной деятельности или отдельным хозяйственным операциям осуществляется по следующей формуле:

ЧДП = ПДП - ОДП,

где ЧДП — сумма чистого денежного потока в рассматриваемом периоде времени;

ПДП — сумма положительного денежного потока (поступлений денежных средств) в рассматриваемом периоде времени;

ОДП — сумма отрицательного денежного потока (расходования денежных средств) в рассматриваемом периоде времени.

5. По уровню достаточности объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:

-избыточный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность предприятия в целенаправленном их расходовании;

-дефицитный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно ниже реальных потребностей предприятия в целенаправленном их расходовании.

6. По методу оценки во времени выделяют следующие виды денежного потока:

-настоящий денежный поток. Он характеризует денежный поток предприятия как единую сопоставимую его величину, приведенную по стоимости к текущему моменту времени;

-будущий денежный поток. Он характеризует денежный поток предприятия как единую сопоставимую его величину, приведенную по стоимости к конкретному предстоящему моменту времени. Понятие будущий денежный поток может использоваться и как номинальная идентифицированная его величина в предстоящем моменте времени (или в разрезе интервалов будущего периода), которая служит базой дисконтирования в целях приведения к настоящей стоимости.

7. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде различают следующие виды денежных потоков предприятия:

-регулярный денежный поток. Он характеризует поток поступления или расходования денежных средств по отдельным хозяйственным операциям (денежным потокам одного вида), который в рассматриваемом периоде времени осуществляется постоянно по отдельным интервалам этого периода;

-дискретный денежный поток. Он характеризует поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени.

Оценка движения денежных средств предприятия за отчетный период, а также планирование денежных потоков на перспективу является важнейшим дополнением анализа финансового состояния предприятия и выполняет следующие задачи:

-определение объема и источников, поступивших на предприятие денежных средств;

-выявление основных направлений использования денежных средств;

-оценка достаточности собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности;

-определение причин расхождения между величиной полученной прибыли и фактическим наличием денежных средств.

Чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, следует выделить и проанализировать все направления поступления, а также их выбытие.

Основополагающие принципы управления потоком денежных средств:

-Продавать как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные затраты, но и амортизацию (некассовую статью), которая на деле увеличивает денежный поток.

-Как можно больше ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая их дефицита, который может привести к падению объема продаж.

-Как можно быстрее собирать деньги у дебиторов, не забывая, что чрезмерное давление на всех без исключения потребителей может привести к снижению объема будущих продаж.

-Постараться достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности компании.

Основными методами расчета величины денежного потока являются прямой, косвенный и матричный методы.

1 .Оценка денежного потока прямым методом

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия:

-Позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств.

-Дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам.

-Устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

В оперативном управлении прямой метод может использоваться для контроля за процессом формирования прибыли и выводов относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам.

Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия. Кроме того, данный метод требует больших затрат времени, чем другие методы оценки денежного потока, а полученная с его использованием отчетность менее полезна.

Суть косвенного метода состоит в преобразовании величины чистой прибыли в величину денежных средств. При этом исходят из того, что в деятельности каждого предприятия имеются отдельные, нередко значительные по величине виды расходов и доходов, которые уменьшают (увеличивают) прибыль предприятия, не затрагивая величину его денежных средств. В процессе анализа на сумму указанных расходов (доходов) производят корректировку величины чистой прибыли таким образом, чтобы статьи расходов, не связанные с оттоком средств, и статьи доходов, не сопровождающиеся их притоком, не влияли на величину чистой прибыли.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, и:

-позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия;

-устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации.

Подготовка отчета о движении денежных средств на основе косвенного метода проходит в несколько этапов:

-расчет изменений по статьям баланса и определение факторов, влияющих на увеличение или уменьшение денежных средств предприятия;

-анализ ф. № 2 и классификация источников поступления денежных средств и направлений использования;

-объединение полученных данных в отчете о движении денежных средств.

Косвенный метод направлен на получение данных, характеризующих чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Источником информации для разработки отчетности о движении денежных средств предприятия этим методом являются отчетный баланс и отчет о финансовых результатах. Расчет чистого денежного потока предприятия косвенным методом осуществляется по видам хозяйственной деятельности и предприятию в целом.

Использование косвенного метода расчета движения денежных средств позволяет определить потенциал формирования предприятием основного внутреннего источника финансирования своего развития — чистого денежного потока по операционной и инвестиционной деятельности, а также выявить динамику всех факторов, влияющих на его формирование. Кроме того, следует отметить относительно низкую трудоемкость формирования отчетности о движении денежных средств, так как подавляющее большинство необходимых для расчета косвенным методом показателей содержится в иных формах действующей финансовой отчетности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: