Влияние умственных нагрузок на активность учащихся

Существенный рост информации об окружающем мире, создание и применение в образовательном процессе современных технологий привели к увеличению объемов учебного материала, который необходимо усвоить школьнику и студенту.

Необходимо отметить, что умственная, эмоциональная и двигательная активность учащегося находятся в сложной взаимосвязи. Высокой активности учащегося способствуют: стойкий интерес к обучению, осознание степени соответствия собственных представлений о процессе обучения непосредственному состоянию образовательного процесса в учреждении, удовлетворенность результатами собственной учебы и характером взаимоотношений с коллективом товарищей по учебе и педагогами.

Умственная активность в процессе усвоения знаний способствует расширению кругозора учащегося, побуждает к поиску новых источников информации. Успешное достижение каких-либо промежуточных целей способствует получению положительно окрашенных эмоциональных переживаний радости, подъема, удовлетворения и уверенности. Активизируется собственная деятельность по поиску внутренних резервов активности за счет дополнительных физических нагрузок. Умелое сочетание умственных и физических нагрузок способствует целостному развитию личности.

Вместе с тем пресыщение учебой, вызванное нагрузкой и большим временем учебы, может привести к снижению мотивации к обучению, утрате интереса к избранной профессии, к увеличению психологических нагрузок, ускорению процессов умственного, эмоционального и физического истощения. Учащиеся переживают из-за того, что не могут из-за недостатка времени во всем хорошо разобраться и добиться успехов в изучении предметов, также у них не остается времени для прогулок на воздухе, для отдыха. Перегрузка учебой может вызвать и нежелание самостоятельно работать, порождает неверие в успех.

Дополнительными источниками нервно-психического напряжения учащихся выступали и будут выступать периоды сдачи зачетов и экзаменов, когда сильное психологическое воздействие на психику учащихся оказывают психологические факторы высокой ответственности за результат, неопределенности последствий, неожиданности, относительного дефицита времени, повышенной интеллектуальной сложности.

Основой профилактики развития у обучающихся нервно-психического переутомления и перенапряжения и предупреждения информационных неврозов выступает правильно организованный режим труда и отдыха учащегося в сочетании с регулярным питанием. Ежедневный 7-8-часовой (для студентов) и 8-9-часовой (для учащихся) сон способствует обеспечению высокого уровня двигательной, эмоциональной и умственной активности. Поддержанию выносливости, физического тонуса способствуют регулярные занятия спортом, а также активное проведение учащимися каникул в течение учебного года.

Особенности организации умственного труда с использованием компьютера. Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. Особенности организации умственного труда с применением компьютера заключаются в том, что данное орудие учебной деятельности вызовет к действительности новые функции, видоизменит протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося, увеличит существенно их интенсивность, перестроит последовательность функций и тем самым перестроит всю структуру деятельности по обучению.

Основная схема овладения компьютером как средством обучения будет заключаться в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых компьютером, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результатов этой деятельности. На первом этапе компьютер выступает предметом учебной деятельности, в ходе которого приобретаются знания о работе устройства, изучаются языки программирования, усваиваются навыки работы оператора. На втором этапе этот предмет превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности человека.

Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций: как тренажер; как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек; как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).

Тренажерные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания.

Отличие репетиторских систем заключается в том, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. Такой обмен информацией в обучающих системах получил название «диалоговый». Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст «реплику» о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода.

Большой проблемой компьютерного обучения является опасность возникновения отрыва от реальности, неадекватного отражения действительности, поскольку содержательная информация, представленная в учебнике на том или ином предметном языке, должна быть выражена еще на одном искусственном языке, языке программирования. Поэтому нельзя просто встроить компьютер в привычный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения.

В современных исследованиях отмечается, что попытки внедрения компьютера основываются на концепции образования, основной целью которого является накопление знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения профессиональных функций в условиях информационно-техногенной среды, когда прежняя концепция образования уже не соответствует ее требованиям.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

2. Богачкина Н.А., Скворцова С.Н., Имашева Е.Г. Психология и педагогика. М, 2012.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. М., 1992.

6. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.

9. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей: Монография. Тамбов, 2004.

10. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов н\Д., 1998.

11. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: базовый курс. М., 2012.

13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1997.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.

17. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирного М., 1998.

19. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М, 1999.

20. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

21. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. М., 1996.

22. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М., 1998.

23. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. М.: Смысл, 1997.

24. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие. М., 2010.

25. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

28. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: учебное пособие. М., 2012.

29. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: краткий курс лекций. М., 2011.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

31. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1995.

32. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1995.

33. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М., 1999.

34. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М., 2012.

35. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

36. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1995.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: