Существенный рост информации об окружающем мире, создание и применение в образовательном процессе современных технологий привели к увеличению объемов учебного материала, который необходимо усвоить школьнику и студенту.
Необходимо отметить, что умственная, эмоциональная и двигательная активность учащегося находятся в сложной взаимосвязи. Высокой активности учащегося способствуют: стойкий интерес к обучению, осознание степени соответствия собственных представлений о процессе обучения непосредственному состоянию образовательного процесса в учреждении, удовлетворенность результатами собственной учебы и характером взаимоотношений с коллективом товарищей по учебе и педагогами.
Умственная активность в процессе усвоения знаний способствует расширению кругозора учащегося, побуждает к поиску новых источников информации. Успешное достижение каких-либо промежуточных целей способствует получению положительно окрашенных эмоциональных переживаний радости, подъема, удовлетворения и уверенности. Активизируется собственная деятельность по поиску внутренних резервов активности за счет дополнительных физических нагрузок. Умелое сочетание умственных и физических нагрузок способствует целостному развитию личности.
|
|
Вместе с тем пресыщение учебой, вызванное нагрузкой и большим временем учебы, может привести к снижению мотивации к обучению, утрате интереса к избранной профессии, к увеличению психологических нагрузок, ускорению процессов умственного, эмоционального и физического истощения. Учащиеся переживают из-за того, что не могут из-за недостатка времени во всем хорошо разобраться и добиться успехов в изучении предметов, также у них не остается времени для прогулок на воздухе, для отдыха. Перегрузка учебой может вызвать и нежелание самостоятельно работать, порождает неверие в успех.
Дополнительными источниками нервно-психического напряжения учащихся выступали и будут выступать периоды сдачи зачетов и экзаменов, когда сильное психологическое воздействие на психику учащихся оказывают психологические факторы высокой ответственности за результат, неопределенности последствий, неожиданности, относительного дефицита времени, повышенной интеллектуальной сложности.
Основой профилактики развития у обучающихся нервно-психического переутомления и перенапряжения и предупреждения информационных неврозов выступает правильно организованный режим труда и отдыха учащегося в сочетании с регулярным питанием. Ежедневный 7-8-часовой (для студентов) и 8-9-часовой (для учащихся) сон способствует обеспечению высокого уровня двигательной, эмоциональной и умственной активности. Поддержанию выносливости, физического тонуса способствуют регулярные занятия спортом, а также активное проведение учащимися каникул в течение учебного года.
|
|
Особенности организации умственного труда с использованием компьютера. Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. Особенности организации умственного труда с применением компьютера заключаются в том, что данное орудие учебной деятельности вызовет к действительности новые функции, видоизменит протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося, увеличит существенно их интенсивность, перестроит последовательность функций и тем самым перестроит всю структуру деятельности по обучению.
Основная схема овладения компьютером как средством обучения будет заключаться в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых компьютером, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результатов этой деятельности. На первом этапе компьютер выступает предметом учебной деятельности, в ходе которого приобретаются знания о работе устройства, изучаются языки программирования, усваиваются навыки работы оператора. На втором этапе этот предмет превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности человека.
Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций: как тренажер; как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек; как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).
Тренажерные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания.
Отличие репетиторских систем заключается в том, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. Такой обмен информацией в обучающих системах получил название «диалоговый». Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст «реплику» о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода.
Большой проблемой компьютерного обучения является опасность возникновения отрыва от реальности, неадекватного отражения действительности, поскольку содержательная информация, представленная в учебнике на том или ином предметном языке, должна быть выражена еще на одном искусственном языке, языке программирования. Поэтому нельзя просто встроить компьютер в привычный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения.
В современных исследованиях отмечается, что попытки внедрения компьютера основываются на концепции образования, основной целью которого является накопление знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения профессиональных функций в условиях информационно-техногенной среды, когда прежняя концепция образования уже не соответствует ее требованиям.
|
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.
2. Богачкина Н.А., Скворцова С.Н., Имашева Е.Г. Психология и педагогика. М, 2012.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. М., 1992.
6. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.
9. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей: Монография. Тамбов, 2004.
10. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов н\Д., 1998.
11. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: базовый курс. М., 2012.
13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1997.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
16. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
17. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999.
18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирного М., 1998.
19. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М, 1999.
20. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
21. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. М., 1996.
22. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М., 1998.
23. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. М.: Смысл, 1997.
24. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие. М., 2010.
25. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
|
|
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
28. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: учебное пособие. М., 2012.
29. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: краткий курс лекций. М., 2011.
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
31. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1995.
32. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1995.
33. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М., 1999.
34. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М., 2012.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
36. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1995.