Две сферы образа жизни
Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.
По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына,Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов,ОЖ формирует здоровье и занимает примерно 50–55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
– экология (влияние внешней среды) – 20–25%;
– наследственность – 20%;
– здравоохранение – 10%.
Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. О неблагоприятном воздействии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека Вам придется слышать и читать в различных источниках, в том числе на лекциях по экологии.
Экологи, изучающие влияние различных факторов среды (природных и социальных) на здоровье человека, отводят им до 40–50% и больше, ссылаясь на публикации ВОЗ, т.е. основным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, считается экологический фактор.
|
|
По России, вернее по бывшему СССР, существуют открытые публикации, где говорится о влиянии 20–30% факторов на заболеваемость (особенно бронхиты, астмы, эмфизема легких и даже рак легких), связанных с нарушением экосистемы, особенно в крупных промышленных городах1.
1 Подтверждение этому факту см.: Бунин В,Н. Здоровье населения и его охрана в регионе Астраханского комплекса: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1996. – С.17-18.
Данные не требуют опровержения, но необходимы и новые весомые доказательства, подтверждающие нарушение генной структуры человека, проживающего в различных неблагоприятных районах. При этом необходимо учесть, что в период «социалистического строя» заботливо скрывались данные о влиянии среды обитания на здоровье человека.
Итак, попытаемся рассмотреть, вернее оценить, каков удельный вес образа жизни, значимого для здоровья, т.е. попытаемся оценить факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. На рис. 2 представлены две сферы, характеризующие образ жизни,– здоровый и нездоровый образ жизни.
Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия (влияния на здоровье). Каждая из позиций ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.
|
|
Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе, как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.
«Где тонко, там и рвется» – изречение, которое, пожалуй, годится для отрицательного воздействия на здоровье, если человек ведет не здоровый
Рис. 2. Характеристика образа жизни
образ жизни. В дальнейших лекциях мы подробно раскроем отдельные, наиболее социально и психологически значимые факторы, влияющие на состояние здоровья, которые заслуживают особого внимания и трактовки на современном этапе.Почему на современном этапе? Вполне объяснимо, ибо жизненные ситуации изменчивы и оказывают, вернее вносят, коррективы, связанные с образом жизни.
Для каждого из Вас небезынтересно узнать, как же изучается образ жизни индивидуума, коллектива или отдельных социальных групп населения, так как это всегда вызывает интерес у студентов, которые творчески подходят к любой науке и думают связать свое педагогическое образование с научно-педагогической деятельностью. В качестве примера рассмотрим практическое воплощение по составлению программы изучения здоровья отдельных профессиональных групп населения. На схеме № 1 показаны примерная программа изучения образа жизни преподавателей школ одного из районов г. Москвы, связанная с изучением заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), выполненная одним из аспирантов кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Российского государственного медицинского университета.
Как видно из схемы 1, при изучении жизнедеятельности учителей школ главной задачей является характеристика, дающая информацию об образе жизни, и как последний влияет на заболеваемость. Можно включать дополнительные вопросы специфического характера, характеризующие особенности трудовой деятельности, специфику труда и другие вопросы.
Учитывая при этом психофизиологические особенности личности учителя, такие как черты характера и темперамента, можно исследовать экспериментально отдельные функции – память, внимание, восприятие, реакцию на стрессовые раздражители и интеллектуальные особенности.
Такой подход и дает возможность определить влияние тех или иных параметров образа жизни (с учетом наследственных и экологических факторов) на состояние здоровья индивидуума.