В Могилевской области в 1991-2001 годах

Таблица 17.6Сведения о реформировании предприятий АПК

Таблица 17.5 - Группировка ОАО по удельному весу акций, принадлежащих государству

Группы ОАО по госдоле акций, % Акционерные общества по состоянию на 1 января1)
1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
к-во % к-во % к-во % к-во % к-во %
Госдоля отсутствует   13,0   13,8   17,5   16,2   15,3
До 25,0   18,6   17,2   17,3   15,6   19,0
25,1-50,0   21,0   22,4   22,1   19,8   18,3
50,1-75,0   15,5   14,9   16,7   17,1   16,1
Свыше 75,0   31,9   31,7   26,4   31,3   31,3
ИТОГО   100,0   100,0   100,0   100,0   100,0

1)Составлено по данным Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за пять лет количество ОАО, в которых отсутствуют акции, принадлежащие государству, выросло с 42 до 96 предприятий, т.е. более чем в два раза. Однако это только 15,3% от общего количества, а 196 предприятий являются практически государственными, ибо 75% акций принадлежат государству. На всех предприятиях, где государство имеет акции, оно вмешивается в процесс управления хозяйственной деятельностью. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.11.1997г. в целях «обеспечения обороны и безопасности страны, соблюдения экономических интересов государства, защиты нравственности, здоровья и конституционных прав граждан государство ввело особое право управления» – «золотую акцию». В органах управления ОАО представители государства, наделенные «золотой акцией», имеют право вето при принятии большинства решений общества (реорганизации, ликвидации, изменение уставного фонда, использования чистой прибыли и т.д.). И хотя «золотая акция» широко не распространена (она введена в 16 АО), но факт наличия такого вмешательства во внутрихозяйственные отношения сдерживает реструктуризацию предприятий.

Преобразования в республике незначительно изменили долю государственной собственности. В 2000 году доля госсобственности составляла 72,4%, а за десять лет она снизилась только на 7,2% (Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2000г., с.255).

Особенность приватизации в республике состоит в том, что на первом этапе акционирования контрольный пакет акций сохраняется за государством. При приватизации предприятий нестратегического значения возможна продажа контрольного пакета акций. Но процесс приватизации у нас носит индивидуальный характер, а не «огулом», как это было в России. Хорошо это или плохо. Данные анализа, проведенные в 1997 году Всемирным банком, показывают, что приватизация в постсоциалистических странах способствовала повышению производительности труда, а полученные за счет этого средства инвестировались в развитие собственного производства. За первые семь лет реформ доля негосударственного сектора в валовом национальном продукте (ВВП) Венгрии увеличилась в 3,5 раза и составила 70%, в Польше и Словакии – более чем в 2 раза, а Чехии – в 5,5 раза. Производительность труда в итоге росла быстрее, чем увеличивалась заработная плата. В то время как на госпредприятиях картина была совершенно иная. Зарплата здесь росла очень высокими темпами и в итоге происходило вымывание оборотных средств.

Аналогичная ситуация на госпредприятиях и у нас в республике, мы живем не по средствам. Например, в 2001 году рост реальной зарплаты составил 30%, а прирост ВВП – 4,1%. В итоге основные средства изношены и требуют замены, собственных оборотных средств не хватает, а инвестиции в экономику не идут. Так, на ОАО «Бобруйский гормолзавод» за 2001г. рост средней заработной платы составил 198,9%, а рост производительности труда в сопоставимых ценах за этот период – 120,7%, т.е. в 1,65 раза медленнее. Это значит, что предприятие работало себе в убыток.

Рассмотрим положение дел в разгосударствлении коммунальной собственности Могилевской области. В регионе реформировано 209 предприятий (41,9% от числа подлежащих приватизации). Совершенствовались действующие и разрабатывались новые правовые акты областного Совета депутатов и областного исполнительного комитета управления государственным имуществом, находящимся в областной коммунальной собственности на 2001-2005 годы. С целью вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов и повышения эффективности их использования было приведено 59 аукционов и конкурсов по продаже объектов государственной собственности, отчуждено путем продажи другим собственникам. 16 зданий и сооружений, 46 предприятий, находящихся в областной коммунальной собственности, и 41 единица республиканской собственности. Преобразованы в открытые акционерные общества все молочные заводы, предприятия по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, льнозаводы, мясокомбинаты, предприятия автосервиса и другие.

Процесс реформирования предприятий агропромышленного комплекса активно протекал в регионе, о чем свидетельствуют данные таблицы 17.6.

Отрасли народного хозяйства Республиканская и коммунальная собственность В том числе
республиканская собственность коммунальная собственность
подлежит реформированию реформировано % подлежит реформированию реформировано % подлежит реформированию реформировано %
Агропромышленный комплекс       57,4       55,9       57,7
в том числе: - предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию     -   -     -   -     -   -
- предприятия, обслуживающие сельское хозяйство       86,4       85,7       86,5
- предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию       93,3       91,7       93,5
- другие предприятия АПК       40,0       40,0   -   -   -

Данные свидетельствуют о том, что основное внимание уделялось приватизации объектов, обслуживающих сельское хозяйство (54,6% было приватизировано от общего количества), и предприятиям, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (43,7% от общего количества).

Таким образом, проделанный анализ свидетельствует о том, что процесс приватизации замедлился. Рассмотрим факторы, которые обусловили падение интереса хозяйствующих субъектов к приватизации.

Первый фактор - действующий порядок определения стоимости приватизируемого предприятия. Стоимость объекта, определенная на основе его балансовой стоимости, оказывается неоправданно завышенной, когда полуразрушенное здание оценивается дороже нового. И кроме того, покупатель объекта должен выполнить ряд требований: сохранение профиля деятельности, количества работников, погашение уже имеющихся долгов и т.д. В итоге построить новое предприятие зачастую оказывается проще и дешевле.

Второй фактор - поскольку стоимость имущественного комплекса приватизированного объекта оказывается чрезвычайно высокой, трудовой коллектив (основной инициатор приватизации) реально может получить за деньги и ИПЧ «Имущество» от 4 до 10% в уставным фонде созданного ОАО. Вложение собственных денег работников в приобретение акций даже со скидкой в 20% весьма незначительно. А, если у кого-либо из акционеров возникает необходимость их продать, даже за номинальную стоимость, то он не может это сделать, поскольку до завершения чековой приватизации (до июля 2004г.) предусмотрен мораторий на продажу акций, приобретенных по льготной цене или за чеки «Имущество». Отсюда реальная степень влияния на деятельность предприятия та же, что и прежде. Перспективы получения дивидендов, особенно в послеприватизационный период, весьма призрачны. Все это в значительной степени снижает стимулы к акционированию у членов трудовых коллективов.

Третий фактор, сдерживающий приватизацию, заключается в том, что средства от приватизации, полученные как от своих работников, так и от привлеченных инвесторов, направляются в бюджет. В 1995 году от приватизации госимущества в республиканский и местный бюджеты поступило 161,5 млрд. руб., а в 1996г. – 705,5, в 1997г. – 634,8, в 1998г. – 644,6 (без учета индексации), в 1999г. поступило 2,5млрд. руб., в 2000г. – 6 млрд., в 2001г. – 11,2 млрд. руб. Местные бюджеты от приватизации объектов коммунальной собственности в различные годы пополнялись от 4,5 до 96,5% всех денежных средств, поступивших от продажи государственного имущества. Так, по Могилевской области обеспечено выполнение установленного на 2001 год задания по поступлению в бюджет денежных ресурсов от продажи основных средств и акций, принадлежащих государству: при задании 1499,7 млн. руб., в бюджет области поступило 1563,2 млн. руб.

Следовательно, использование средств вырученных от приватизации для целей акционирования или выкупа заемных средств не допускается. Правда, в случае непосредственного выкупа возможна рассрочка платежей. В результате приватизированный субъект, направив на собственное реформирование даже остатки фонда потребления, оказывается совершенно обескровленным. Поэтому ни о каком прорыве на новый качественный уровень речи не идет. Хотя следует признать, создаются условия для привлечения инвестора в будущем под вторую эмиссию акций.

Следующий фактор, влияющий на процесс приватизации, состоит в формировании групп собственников. У нас сохраняется (как уже было показано) государственное участие в собственности приватизированных предприятий. В 2000 году государство владело контрольным пакетом акций (51% и выше) в 47,4% акционерных предприятий (таблица 2.5). В других постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в руках работников предприятия, прежде всего руководителей, от которых во многом зависит эффективность работы предприятия. Сегодня назрела острая необходимость в совершенствовании процессов реформирования госсобственности. Например, доля государства в уставном фонде у ОАО «Криница» составляет свыше 80%. К тому же проблема привлечения инвестиций сокрыта в так называемой «золотой акции». Из-за нее приостановлен проект с «Балтикой». Нужны иные подходы, иные финансовые усилия. В этой связи по поручению правительства Министерством экономики совместно с заинтересованными организациями был разработан и утвержден перечень республиканских организаций, подлежащих в текущем году, до 1 ноября, преобразованию в открытые акционерные общества. Общее количество госпредприятий преобразуемых в ОАО составляет 188. Дан полный перечень этих предприятий. Они находятся в ведении десяти министерств, в т.ч. Минсельхозпрода – 121, «Белгоспищепрома» – 3 предприятия. Таким образом, 66% от общего количества составляют предприятия АПК. В перечень организаций, подлежащих разгосударствлению и приватизации включены в основном малые и средние предприятия с численностью работающих до 500 человек. Лишь 14 объектов имеют численность работающих свыше 1000 человек, в т.ч. 4 предприятия.Минсельхозпрода (птицефабрика «Дружба», Смолевичская бройлерная птицефабрика., Минсельхозпрода (птицефабрика «Дружба» Брестской области, Смолевичская бройлерная птицефабрика, 1-ая Минская птицефабрика, агропромышленное предприятие «Особино» Гомельской области). Так же акционированию подлежат и предприятия коммунальной собственности. Это говорит о массовом процессе приватизации и главной целью является смена собственника и изменение мотивации к труду. Все это необходимо для создания условий, при которых продукция этих предприятий могла бы конкурировать на рынке, в усилении экспортной составляющей отечественной экономики.

Перспективным в связи с принятием Постановления является участие в приватизации не только иностранных, но и белорусских инвесторов и состоятельных физических лиц, для которых открылась возможность вложить в тот или иной бизнес-проект 15000 базовых величин (около 80 тысяч USD) без декларирования их происхождения.

Следует отметить, что в 2001-2002г.г. эффективность хозяйственной деятельности преобразованных предприятий значительно снизилась, а в отдельных отраслях стала даже ниже уровня развития госпредприятий. Ибо последние могли рассчитывать на средства из бюджета для закупки сырья, материалов и развития производства. А предприятия, преобразованные в АО и другие формы хозяйствования, могут надеяться только на свои средства. Рассмотрим за первое полугодие 2002 года финансовое состояние отдельных перерабатывающих предприятий АПК Могилевской области (таблица 2.7).

Приведенные данные свидетельствуют о критическом положении 15 из рассмотренных 16 акционерных обществ. Для всех характерно наличие в большом размере кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской, убытков, отсутствие собственных оборотных средств, так как у большинства из них коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами является отрицательным (у 9 из 16 ОАО). Финансовое состояние унитарных предприятий значительно лучше. Большинство из анализируемых предприятий имеют прибыль, у них лучшее положение с собственными оборотными средствами.

Такая картина положения дел в госпредприятиях и акционерных обществах объясняется тем, что на большинстве АО при реструктуризации сменилась только вывеска, а никаких существенных преобразований не произошло во внутренней сфере деятельности (в области менеджмента, маркетинга, инвестиций, кадров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: