Основную группу потребителей в СЭЭС (70..80% мощности) составляют электроприводы, то есть электродвигатели. Потребителей классифицируют по следующим признакам:
1. По принципу действия (по характеру преобразования энергии):
· Электромеханические преобразователи (двигатели)
· Электротепловые преобразователи (грелки, нагреватели)
· Электроизлучающие преобразователи (источники света, и другие с разной длиной волны излучения: акустика, навигация, радиосвязь)
· Электрохимические преобразователи (аккумуляторы в режиме зарядки)
2. По назначению на судне:
· Палубные механизмы (шпили, брашпили, ЯШУ, рулевые устройства, грузовые краны, лебедки и т.д.)
· Механизмы обслуживающие главную СЭУ (охлаждающие насосы, сепараторы, компрессоры, масляные насосы и т.д.)
· Механизмы общесудовых систем и устройств (пожарные, крено-дифферентные насосы, насосы питьевой воды и т.д.)
· Электронавигационные устройства, радиосвязь (внешняя и внутренняя), ГАК, радары.
· Бытовые механизмы и приборы (камбуз, грелки, холодильники и т.д.)
· Электроосвещение (основное и аварийное).
· Специальные потребители (зависящие от назначения судна): буксирная лебедка, траловая.
3. По степени важности:
· Особо ответственные потребители (неотключаемая нагрузка) – перерыв в питании которой может привести к аварии судна и гибели людей:
Ø механизмы и приборы управления курсом судна,
Ø средства радиосвязи и навигации,
Ø аварийные, пожарные и трюмоосушительные насосы,
Ø аварийное освещение, сигнальные и отличительные огни.
· Ответственные потребители – непосредственно обслуживающие главную СЭУ и обеспечивающие назначение судна:
Ø механизмы главной СЭУ,
Ø палубные механизмы.
· Малоответственные потребители.
4. По режиму работы:
· Потребители работающие в данном режиме судна постоянно
Работа охлаждающего насоса главного двигателя (дизеля)
· Потребители работающие в данном режиме судна периодически
Режим работы лебедки (при стоянке с грузовыми операциями)
· Потребители работающие в данном режиме судна эпизодически (пожарные насосы, крено-дифферентные насосы).
Работа потребителей определяется следующими основными режимами судна:
Ø ходовой,
Ø стоянка,
Ø стоянка с грузовыми операциями,
Ø маневренный (постановка на якорь или съемка),
Ø аварийный,
Ø специальный (для буксира – ход с возом, для ледокола – ход во льдах)
При проектировании СЭЭС работа каждого потребителя рассматривается во всех расчетных режимах судна.
Потребители (их особенности) электроэнергии на судах с ЯЭУ.
ЯППУ – ядерная паропроизводящая установка.
ПГ – парогенератор
Р - реактор
Ø ЦНПК – центробежный насос первого контура
Если изобразить подробней:
ЦНПК имеет бесперебойное питание, мощность ≈ 2% от мощности реактора.
Ø НВК – насосы второго контура – тоже имеют бесперебойное питание.
Ø НТК, НЧК – насосы третьего и четвертого контуров – питание резервируется, но под категорию бесперебойного не попадают.
Ø Насосы аварийного и ремонтного расхолаживания (≈ 10% мощности ЦНПК).
Ø Подпиточные насосы, насосы для опрессовки первого контура.
Ø Насосы расхолаживания по второму контуру.
Ø Комплекс СУЗ (система управления и защиты) ЯППУ.
Потребители ЯЭУ составляют ≈ 40% от мощности всех остальных потребителей СЭЭС.