Генераторные агрегаты (ГА).
Источники электроэнергии на судах.
Источники электроэнергии классифицируются по следующим признакам:
1) по роду тока (постоянного и переменного),
2) по характеру преобразования энергии:
Ø первичные источники – преобразователи рода энергии,
Ø вторичные источники – преобразователи параметров электроэнергии.
Первичные источники.
Генераторный агрегат включает в себя первичный двигатель и генератор.
В качестве первичного двигателя используются дизель или турбина (паровая или газовая).
Первичный двигатели:
Дизель характеризуется внешними и энергетическими характеристиками:
1) Внешние характеристики (регулировочные):
, где:
n – обороты,
h – положение рейки топливного насоса,
hm – предельная характеристика,
hп – перегрузочная (между номинальной и предельной),
hн – номинальная характеристика,
h<hн – частотные характеристики.
2) Энергетические характеристики:
η – КПД,
g – удельный расход энергоносителя (кг/кВт),
|
|
N/Nн – относительная мощность двигателя.
Для турбины энергетические характеристики примерно такие же.
3) Внешняя характеристика турбины (с точки зрения регулирования):
У газовой и паровой примерно одинаковые.
Электрик определяет только одно:
Дизель:
Ø Время пуска: до 100 кВт – меньше 30 сек.
более 100 кВт – меньше 2 мин.
Ø Ресурс: при nном=1500 об/мин – 4..6 тыс. часов
при nном=500..750 об/мин – 10000 часов
Турбина:
Ø Время пуска: более 5 мин.
Ø Ресурс: 30000 часов.
Для сравнения: ресурс СГ до первого ремонта 30000 часов, полный 100000.
Достоинства дизеля:
Ø Быстрота пуска,
Ø Более высокий КПД (на 20% больше турбины).
Недостатки дизеля:
Ø Низкий ресурс,
Ø Большая масса и габариты.
У турбины – все наоборот.
Из-за быстроты пуска, в аварийных электростанциях используются ДГ.
В основных СЭЭС – ПД такой же, как главный двигатель.
Генераторы:
· Генератор постоянного тока.
В СЭЭС постоянного тока используются следующие серии П и ПГ. Это компаундные ГПТ с саморегулированием (как правило это дизельгенераторы).
Серия П: могут работать как в двигательном, так и в генераторном режиме.
Серия ПГ: только генераторный режим, так как в режиме двигателя большие потери.
Uном=115, 230 В.
за счет Ф (компаундной обмотки) идет регулирование.
Для более точного регулирования используют угольный регулятор (для увеличении/уменьшения оборотов).
· Синхронный генератор.
Используют БЩСГ и ССГ. Особенности СГ в том, что у него внешняя характеристика – это семейство:
Все СССГ выпускаются на cosφ=0,8. СГ не может работать без АРН, потому поставляются вмести с ним (АРН на самом СГ, корректор – на ГРЩ или пульте).
|
|
Используются ССГ основных серий: МСК, СН, ГПМ, МСС, ГСС и др.
На напряжение: Uном=230, 400 В
На частоту: fном=50 Гц
На обороты n=500..1500 об/мин.
Все они с воздушным принудительным охлаждением.
На частоту fном=400 Гц – серия ГПЧ.
Применяются так же СГ с водяным охлаждением, например ТМВ (турбогенератор морской с водяным охлаждением)
ТМВ 3-2 (“3” – 3000кВт, “2” – система охлаждения водяная):
fном=50 Гц,
n=3000 об/мин.,
Uном=400 В Это турбогенератор.
Наилучшие показатели весового исполнения g(Вт/кг) имеют СГ с водяным охлаждением, так же и габаритного исполнения b(кВт/м3).
Для ТМВ: g=260..300 Вт/кг
b=220..260 кВт/м3
Для МСК (зависит от номинальной мощности, как и для других серийгеенраторов):
g=180 Вт/кг Лучшие показатели для
b=200 кВт/м3 генераторов МСК (2000 кВт)
МСК Р=50 кВт g<100 Вт/кг
· Бесщеточный синхронный генератор.
ОС – обмотка статора БЩСГ.
В – выпрямитель.
ОВ – обмотка возбуждения.
ВБ – рабочая обмотка возбудителя.
На практике либо вариант “а” либо “б”.
а) обмотка возбуждения возбудителя (ОВВ) в случае синхронного возбуждения.
б) ОВВ – асинхронного возбудителя.
Синхронный возбудитель – обращенный СГ (или машина постоянного тока с «выдранным» коллектором) – полюса неподвижны, обмотка вращается на роторе.
в) стабилизация напряжения может обеспечиваться через управление по ОВВ.
г) или через выпрямитель В (но тогда вентили выпрямителя управляемые).
Главный недостаток “в” – инертность (большая постоянная времени ОВВ).
Для “г” – быстродействие такое же, как и в ССГ, то есть такой вариант лучше, так как к тому же надежность БЩСГ выше.
Химические источники тока – это преобразователи химической энергии в электрическую.
В зависимости от циклов преобразования различают:
· Гальванические элементы.
Wр – энергия разряда.
· Аккумуляторные элементы.
Процесс разряда и заряда разделены во времени.
· Топливные элементы (электрохимические генераторы).
Wт – энергия топлива.
В СЭЭС используются аккумуляторные и топливные элементы, гальванические элементы используются в отдельных видах электрооборудования (то есть не как источники питания в СЭЭС).