Профессия как вид трудовой деятельности

Как известно, профессия — это вид трудовой деятельности, который включает комплекс трудовых обязанностей, занятий и требует от человека определенной подготовки, соответствующих знаний, умений и навыков.

Профессия - это деятельность, что имеет собственную цель и собственные продукты, нормы, средства, которые определяются социальной функцией и технологией той сферы общественного производства, которую данная деятельность обслуживает.

К основным характеристикам профессии относят: ограниченный вид трудовой деятельности; деятельность является общественно полезной; деятельность предусматривает специальную подготовку; деятельность выполняется за определенное вознаграждение, моральное и материальное, которая дает человеку возможность не только удовлетворять свои основные потребности, а является условием его всестороннего развития; содержание деятельности дает человеку социальный и общественный статус.

Вместе с характеристиками трудовой профессиональной деятельности в научной литературе предлагаются разные классификации профессий.

В современной науке наиболее известная типология профессий, предложенная Е.О. Климовим, где критерием выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. В зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии по Е.О. Клімову разделяются на пять главных типов: «человек-природа»; «человек-техника»; «человек-человек»; «человек-знаковые системы»; «человек-художественный образ».

1. Профессии типа «человек-природа», в которых специалист имеет дело (работает) с природными объектами: растениями, животными, микроорганизмами. Например: агроном, эколог, фермер, зоолог-ветеринар, садовник-цветовод-декоратор, микробиолог, геолог, метеоролог и т.п.

2. Профессии типа «человек-техника» — специалист работает с техникой, техническими системами, энергией, разными материалами и веществами в сфере производства, строительства, транспорта, эксплуатации. Например: инженер –конструктор и инженер-технолог, водитель, техник, монтажник конструкций, токарь, слесарь, специалист по ремонту-настройке и эксплуатации відео-, аудіо-, бытовой техники, компьютеров, технических средств и т.п.

3. Профессии типа «человек-человек», в которых специалист работает, прежде всего, с людьми, группами, коллективами в сфере воспитания и обучения, здравоохранения, организации и управления, правовой защиты, торгово-сервисного обслуживания, культурно-просветительской работы: педагог, воспитатель, врач, журналист, юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат, медицинская сестра, менеджер, администратор, продавец, официант, парикмахер, повар, кассир, и др.

4. Профессии типа «человек-знаковая система» — в этих профессиях специалист имеет дело с обработкой информации в виде условных знаков, цифр, букв, искусственных и природных языков. Например: оператор, программист, переводчик, лингвист, бухгалтер, диспетчер, фармацевт и др.

5. Профессии типа «человек-художественный образ» — это по первое профессии, связанные с созданием и воссозданием разных художественных образов, их элементов, частей. Например: художник, дизайнер, фотограф, визажист, актер, режиссер, музыкант, портной и др.

Деятельность госслужащих с нашей точки зрения следует отнести к социономическим профессиям, потому что она, прежде всего, предусматривает работу с людьми. Кроме этого, основным заданием работников является предоставление услуг относительно обслуживания разных слоев населения, удовлетворение их потребностей, осуществления влияния на граждан с целью улучшения социального и экономического развития государства.

C. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде, в частности: автоматический рефлекторный труд; полуавтоматический обычный труд; шаблонно-исполнительский труд; самостоятельный труд в пределах задания (например, робота инженера, учителя, врача, журналиста); свободный творческий труд.

С производственно-технической точки зрения, автор выделяет: моторный труд, куда относятся все профессии в которых на первый план выступает сила; исполнительный труд, куда следует отнести профессии, в которых большое значение принадлежит приобретенным навыкам; организующий труд - это труд служащих.

Относительно предложенной классификации, то профессиональную деятельность государственных служащих можно считать самостоятельным трудом в пределах задания. С производственно-технической точки зрения эта деятельность является организующей и исполнительной одновременно.

Л. А. Йовайша разделял все профессии в соответствии подавляющими профессиональными ценностями: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность. Относительно профессиональной деятельности государственных служащих как представителей социономических профессий, можно сказать, что за профессиональными ценностями на первом месте располагаются ценности общения и взаимодействия.

По Дж. Голланду выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): 1) реалистичный тип (техника, мужские профессии); 2) интеллектуальный тип; 3) социальный; 4) конвенционный (знаковые системы, что требуют структурированности); 5) предпринимательский; 6) артистичный. Согласно приведенной типологии профессиональную деятельность госслужащих по типам личности и профессиональной среды можно отнести, в первую очередь, к социальному типу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: