Является организующей деятельностью

Особенности профессиональной деятельности госслужащих

Соответственно приведенным классификациям, можно выделить основные особенности профессиональной деятельности государственных служащих. Следовательно, эта деятельность

- предусматривает работу с людьми;

- основана на ценностях общения и взаимодействия;

- является самостоятельной деятельностью в пределах задания;

- является исполнительской деятельностью;

Таким образом, для этого вида деятельности обязательным является профессиональный компонент (профессиональная компетентность) и управленческий компонент. Следовательно, система профессиональной деятельности государственных служащих содержит в себе составные, присущие непосредственно этой профессиональной деятельности и управленческой деятельности.

Однако известно, что профессий и специальностей типа «человек — человек» насчитывается свыше 500. Каждая из них характеризуется своими задачами, содержанием, специфическими особенностями.

Из-за неоднородности профессий данного типа возникла необходимость распределения профессий внутри данного типа на подтипы, которая позволяет наиболее оптимально находить соответствие между психологическими свойствами людей и объективными требованиями профессии. Было выделено шесть классов, которые условно были названы за большинством представленных у них профессий — «педагоги» (преподаватели, воспитатели, учителя, психологи, спортивные тренеры), продавцы (продавцы, товароведы), «контролеры» (контролеры касс, бортпроводники, проводники пассажирских вагонов, телефонисты), «медики» (врачи, акушеры, фельдшера, медицинские сестры), «культработники» (журналисты, экскурсоводы, библиотекари, клубные работники), «юристы» (юристы, инспекторы милиции и инспекторы по делам несовершеннолетних, специалисты из международных отношений).

Отметим, что деятельность «педагогов» определяется особенностями предмета труда (половозрастными и индивидуально-типологическими характеристиками личности) и особенностями цели труда: воспитание, обучение, профессиональная подготовка специалистов в системе учебных заведений. Работа допускает тесное взаимодействие с объектом деятельности. Поэтому к личности работника данного класса предъявляются определенные требования. А именно: наличие педагогических и организаторских способностей, умение удерживать внимание слушателей, способность логически и доходчиво выражать материал и т.п.

Нужно отметить, что по своим психологическими признаками профессии второго (продавцы) и третьего (контролеры) класса похожи по цели труда, в частности торговое и социально-бытовое обслуживание, удовлетворения материальных потребностей и запросов людей. Общение работника с объектом профессиональной деятельности ограничено служебными инструкциями, стереотипизировано и имеет в основном информационный характер. Поэтому от работника не требуется глубокого и всестороннего проникновения в глубинные личностные отличия, интересы, мировоззрение другого человека. Зато, предъявляются значительные требования к эмоциональной стойкости и волевой сфере (умение владеть собой).

Для представителей четвертого класса (медики) - предметом труда является не просто другой человек, а индивид с отклонениями в состоянии здоровья. И на наш взгляд, правильнее сказать, что предметом профессиональной деятельности является определенное заболевание, а объектом труда выступает человек.

Особенностями содержания трудовой деятельности «культработников» является удовлетворение духовных запросов трудящихся, организация их отдыха и досуг. Как и в предыдущем случае, процесс познания другого человека в профессиях данного класса отходит на второй план. Здесь успех трудовой деятельности в значительной степени зависит от профессионализма работника, его такта и инициативности в установлении и наладке деловых контактов с читателями, туристами, людьми, которые находятся в доме отдыха или пансионате, участниками деловой встречи.

Наиболее значимыми для «юристов» являются умения распознавать причины отклонения в социальном поведении человека и принятия соответствующих решений относительно его судьбы. Работнику недостаточно лишь внешней регистрации (восприятие) поведения, поступка человека. Необходимо проникновение в сущность данного лица, индивидуальный подход, что требует значительной умственной нагрузки. Степень полноты и правильности восприятия мотивов поведения человека зависит от понимания того, насколько внутренняя сущность человека прямо и непосредственно проявляется в его действиях и поступках.

Таким образом, из приведенной обзорной характеристики всех шести классов профессий выходит, что они неоднородны с точки зрения требований, которые предъявляются к личности работника. Эти отличия касаются и особенностей предмета и цели труда, а также характера общения: его стиля, направленности, темпа, длительности.

Профессиональную деятельность госслужащих однозначно отнести к одному из приведенных классов нельзя, поэтому мы пришли к необходимости на основе имеющейся классификации, выделить более общие типы профессий.

Анализируя вышеприведенные характеристики, можно утверждать, что все исследуемые типы профессий, исходя из предмета труда, можно разбить на две группы, а именно: профессии, которые предполагают прямое действие на личность и профессии, которые не предполагают прямое действие на личность и направлены в большей мере на предоставление услуг.

К профессиям первой группы принадлежат: «педагоги», «юристы» и «медики», ко второй группе – «продавцы», «контролеры», «культработники».

В свою очередь, среди профессий первой группы, соответственно цели труда и с точки зрения особенностей действия на лицо, можно выделить две подгруппы, а именно: профессии, направленные на развитие, и профессии, направленные на восстановление организма и психики человека. К первым относятся «педагоги» и «юристы», а к вторым – «медики». Среди профессий второй подгруппы, соответственно цели труда, выделим профессии, направленные на удовлетворение материальных потребностей и запросов, и профессии, направленные на удовлетворение духовных потребностей и запросов. Если рассматривать эти профессии с точки зрения непосредственного и опосредствованного действия на личность, то можно сказать, что, деятельность «педагогов» и «юристов» допускает глубокое проникновение в личность человека, деятельность «медиков» и «культработников» влияет на личность опосредствовано, а деятельность «продавцов» и «контролеров» не имеет особенного развивающего действия на личность. Следует отметить, что под действием мы понимаем изменение структуры личности, изменение личностных отличий. Представим приведенную классификацию в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Классификация социономических профессий

Профессии, что предполагают воздействие на личность Профессии, что не предполагают воздействие на личность
Педагоги Юристы Медики Культработники Продавцы Контролеры
Профессии, направленные на развитие Профессии, направленные на восстановление Профессии, направленные на удовлетворение потребностей в организации досуга и получения информации Профессии, направленные на обеспечение движения продуктов труда
Непосредственное воздействие на личность Опосредствованное воздействие на личность Нет особенного воздействия на личность
             

Профессиональная деятельность государственных служащих в зависимости от их функций, обязанностей, должности и уровней в карьерной иерархии оказывается связанной с особенностями профессиональной деятельности всех перечисленных профессий категории социономических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: