И развития организаций

Организационно-управленческие аспекты функционирования

Тема 10. Организация и управление

Человеческая деятельность осуществляется в рамках организации и тогда организация представляет собой взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый продукт. Для обеспечения эффективности такого взаимодействия необходима целенаправленная координация усилий членов организации, что является задачей менеджмента.

Сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов - регуляция системы, которая всегда направлена на сохранение системы как организованного целого. Понятно, что для эффективного функционирования организации как системы, регуляция необходима в двух взаимосвязанных и взаимодополняющихся организационных блоках:

а) регуляция системы, направленная на поддержание устойчивости в пределах наличных функций (сохранение гомеостаза);

б) регуляция преобразования системы, направленная на её совершенствование (управление развитием). Основным инструментом регуляции гомеостаза и процессов направленного развития является информация.

Таким образом регуляцию, что собственно и есть управление, есть смысл разделить на два взаимосвязанных процесса:

управление в реальном режиме времени по заданной целевой программе, где основной задачей менеджмента является координация усилий людей по реализации этой целевой программы;

управление развитием, где основной задачей является разработка этой целевой программы.

Эту программу организация разрабатывает сама. Фактически это программа адаптации организации как системы к внешней среде. Тогда затраты управления, т.е. затраты на содержание аппарата управления тоже необходимо разделять на два блока: затраты менеджмента на координацию усилий членов организации по достижению поставленной цели и затраты на изучение внешней среды и разработку целевой программы по адаптации к ее условиям. Но если программу развития организация через свои структуры разрабатывает самостоятельно, то вектор ее развития как системы определяет в конечном итоге собственник. Это его прерогатива. Поэтому процессы сохранения гомеостаза и направленного развития требуют четкого согласования по уровням принятия решения и по уровням их реализации, что обязательно учитывается в организационном проектировании. Управленческие решения - это всегда констатация факта необходимости каких-либо изменений в организации. Сохранению гомеостаза в рамках наличных функций мешают возникающие проблемы, развитию - угрозы внешней среды. Таким образом, смысл управленческих решений сводится:

к мобилизации усилий членов организации на устранение возникших проблем в реализации целевой программы;

к выбору пути развития, т. е. к разработке стратегии развития.

Поэтому нередко организация трактуется как система подготовки и реализации управленческих решений, которые и отличаются уровнем принятия решения и масштабом грядущих изменений в организации. Стратегические решения требуют радикальных изменений. По уровню принятия решений выделяют и соответствующие организационные структуры. Это структуры, если можно так сказать, законодательной и исполнительной власти. В теории корпоративного управления представители законодательной власти (собрание акционеров, совет директоров) - управленцы (высшее управление), представители исполнительной власти - наемные работники - менеджеры. Функции их строго разграничены, полномочия на принятие управленческих решений определены законом. Вектор развития организации - поле законодательной власти, пути реализации направления развития, изыскание средств и ресурсов для целевой программы развития - поле исполнительной власти. Правда, эти полномочия во многом зависят от модели корпоративного управления. В американской модели менеджеру переданы все стратегические полномочия.

Управление развитием требует самонастраивающихся на внешнюю среду организационных структур. Лучше всего функцию самонастройки выполняют органические структуры как бы они не назывались (стратегические центр, аналитическая служба, отдел стратегического маркетинга и т.д.). Для обеспечения координации и контроля за деятельностью членов организации менеджмент создает организационные структуры управления. Структурно-функциональная упорядоченность обеспечивает интеграцию усилий людей на достижение цели. Затраты системы на обеспечение эффективности взаимодействия могут быть существенно снижены, если члены организации исповедуют одни и те же ценности.

Снижение объема затрат на управление развитием во многом объясняют интеграционные процессы и передачу вопросов стратегического развития на общекорпоративный уровень.

Чем лучше запроектирована организация, тем дольше не возникает необходимости в управлении. Это положение дало основание ряду ученых утверждать, что управление вторично, оно должно использоваться периодически и целенаправленно и лишь по отношению к тем объектам и процессам, которые не соответствуют новым, резко изменившимся условиям внешней среды или вызваны сбоями внутри системы. Вряд ли такое утверждение верно, т.к. и организация, управление два взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих друг друга процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: