Вопрос 3. Внешние функции государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств существенно изменила их внешнюю политику и побу­дила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимо­зависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производст­венные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохране­нии мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых являются: 1) принцип суверенитета госу­дарств над их природными ресурсами, каждое государство сво­бодно в распоряжении ими; 2) свободы выбора форм интеграци­онных связей; 3) равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключение дискриминационных мер.

Эти принципы предполагают систему государственно-право­вой защиты права собственности и иностранных инвестиций. В частности, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика исходит из того, что национализация допустима лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных га­рантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Это означает, что национализация не должна носить дискрими­национного характера; осуществляться только на основе закона; собственнику должна быть компенсирована потеря имущества и возможность оспаривания акта о национализации в судебном по­рядке.

Функция обороны основывается в настоящее время в большин­стве демократических государств на принципе поддержания до­статочного уровня обороноспособности страны, отвечающего тре­бованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целост­ности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государ­ства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной про­мышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных усло­виях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество со­здало в рамках ООН систему коллективной безопасности госу­дарств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, кото­рая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрес­сии и др.

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-пер­вых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного ору­жия, запрещение его применения. Оздоровление международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и запрещения ядерных испытаний. Во-вторых, обеспечение сотрудничества го­сударств в таких сферах, как борьба с организованной преступ­ностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международ­ным терроризмом. В-третьих, участие мирового сообщества в ре­гулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различ­ных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, поя­вилась в постконфронтационный период отношений между госу­дарствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого наро­да и человечества в целом и требуют международного реагиро­вания.

К числу глобальных проблем относится, например, всеоб­щая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают терри­ториальные пределы одного государства. Объединение междуна­родных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;

2) рациональное использование природных ресурсов. Такое со­трудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охра­не природных ресурсов и окружающей среды от крупномасш­табного вреда, причиненного токсичными выбросами промыш­ленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепрово­дов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так назы­ваемого парникового эффекта (изменение озонового слоя плане­ты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического про­странства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запуска­ми космических объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: