Вопрос 1. Понятие функций государства

Функции государства — это главные социально значимые на­правления его деятельности на конкретно-историческом этапе раз­вития общества. В процессе функционирования государство ока­зывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функ­ции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отноше­ний воздействует на состояние общественных процессов, их ди­намику и направленность.

Осуществление конкретных функций может как стабилизиро­вать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государст­венного воздействия на общественные отношения и процессы, оп­ределяющий главные направления и содержание его деятельнос­ти по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государ­ства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функциониро­вании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом исто­рическом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфичес­ких методов управления (в том числе властно-принудительных).

Сущность государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответст­вующем этапе развития общества. Вместе с тем, появление неко­торых новых функций у государства не всегда жестко предопре­делено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущ­ности государства неизменно отражается на содержании его дея­тельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным из­менениям. Это наглядно проявляется в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность воз­никновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также постав­ленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значе­ние приобретает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации по­литических функций государственной власти.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере обще­ственной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они ре­шают. Содержание функций не остается неизменным, оно изме­няется под влиянием различных факторов. Так, большим своеоб­разием отличаются функции государства в периоды революцион­ных потрясений, других радикальных социальных перемен. Тес­ная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого госу­дарства присутствуют как классовые, так и общесоциальные на­чала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную политическую дифференциацию, антагонизм между правя­щими и управляемыми, где классы и социальные группы проти­востоят друг другу, государство выступает в качестве политичес­кой организации правящего класса или группы общества, оно об­служивает в первую очередь интересы этих групп и классов и в то же время осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.

В мононациональных государствах их функ­ции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, на­циональных традиций, самобытности и т.д.

И хотя в современном мире практически нет однонациональ­ных государств, национальная принадлежность выступает цемен­тирующей базой общества.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку по­литическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, традиции, национальное сознание и др.). В обществе по­литическая дифференциация нередко сглаживается (нивелирует­ся) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, су­веренитет, за возможность свободного этнокультурного развития, за размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народами. Так, в развитии россий­ской государственности национальный фактор всегда играл важ­ную роль и сохраняет свое значение и в нынешних условиях.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежа­ние распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противо­речий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, ве­лико влияние научно-технического прогресса, оказывающего дво­якое воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законо­дательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских тех­нологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, в области репро­дуктивной деятельности, генной инженерии и т.д. выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств.

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем это общество представляет собой еди­ный социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся, например, национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает опре­деленную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес обшесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами.

Свою приверженность гуманистическим и демократическим принципам Россия подтвердила в 1993 г. в Конституции, закрепив Iобщепризнанные мировым сообществом права и свободы человека, в том числе, право на жизнь, на личную неприкосновенность, на уважение и защиту своей чести и достоинства, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу мысли, слова, беспрепятственное выражение своих убеждений и т.д.

Для классификации функций государства избираются объекты воздействия и сферы го­сударственной деятельности; территориальный масштаб деятель­ности; способы государственного воздействия на общественные от­ношения; содержание функций; продолжительность (сроки) их осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает меха­низм реализации государственной власти. Каждая из них осу­ществляется, как правило, совокупностью государственных орга­нов, принадлежащих к одной из ветвей власти — законодатель­ной, исполнительной и судебной.

По продолжительности действия функции государства подраз­деляются на постоянные и временные. Первые выполняются го­сударством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обу­словлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение.

Функции государства можно также различать по значимости и соответственно этому выделять главные и производные (вспо­могательные). К главным следует отнести функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая функции). Произ­водными можно считать функции сопутствующего, вспомогатель­ного или обслуживающего характера. Такой можно считать функ­цию налогообложения и финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, соци­альной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфунк­ций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления дея­тельности и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в международных отношениях.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом эколо­гия в условиях научно-технического прогресса приобретает по су­ществу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы инфор­матизации общества, создание общепланетарного информацион­ного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребнос­тями формирования свободного общества, участием широкой об­щественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граж­дан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протес­товать против незаконных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возмож­ности для реализации свободы информации и равную ее доступ­ность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновеннос­ти частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой тайны.

На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние де­сятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударствен­ных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновремен­но достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью раз­личных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверх­держав, а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на содержании деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: