double arrow

Вопрос 4. Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государ­ства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятель­ность государства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, ис­пользуемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. При этом под правовыми фор­мами понимается весь механизм правового регулирования, кото­рым располагает государство. К неправовым формам относят кон­трольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности. Данная классификация форм осуществления функ­ций государства не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регла­ментируется нормами права. Более предпочтительной представ­ляется классификация основных форм выполнения функций го­сударства, согласно которой выделяются правовые и организа­ционные формы. Среди правовых форм обычно называют зако­нодательную (правотворческую), управленческую (исполнитель­ную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную.

Правовые формы связаны с изданием юридических актов, ор­ганизационные реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие реа­лизации принятых юридических актов. К организационным фор­мам можно отнести создание конкретных государственных орга­нов, их структурных подразделений, материальное обеспечение

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энер­гетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании нацио­нальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

обмена научной информацией, проведения совместных иссле­дований, разработки научных прогнозов относительно неблаго­приятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

распространения опыта и методики осуществления контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);

согласования национальной политики отдельных государств в экологической сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной эколо­гической обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаи­мозависимостью всех стран мира и признанием человеческих цен­ностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном об­щении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определя­ется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, конста­тируя возросшие возможности для сотрудничества между государ­ствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и вза­имоисключающих интересов, противоречивую сложность совре­менного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) функции государства расширяются, как и сферы охвата го­сударственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (эколо­гическая, функция охраны и защиты прав человека) становятся внешними;

2) кардинально изменяется содержание многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической госу­дарственности.

Что касается методов осуществления функций государства, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не от­казываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие обществен­ных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия уп­равленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с по­мощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового регулирования.

2) Метод принуждения, используемый при нарушении обще­обязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вари­ант поведения или действий, желательных с точки зрения госу­дарства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому ва­рианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

4) Метод договорного регулирования, приобретающий в усло­виях демократически устроенного государства универсальное зна­чение. В последнее время метод договорного регулирования полу­чил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осу­ществляет лицензирование отдельных видов предприниматель­ской деятельности, а также деятельности некоммерческих орга­низаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за ис­полнением действующих законов и других нормативных право­вых актов гражданами, государственными органами, должност­ными лицами. В любом государстве действуют и специальные ор­ганы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная пала­та (Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или ана­логичные органы иного наименования (Счетный трибунал в Бра­зилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата кон­троля в Польше; Генеральное счетное управление в США). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности — уполномоченный по правам человека (Россия), омбудсмен (Скандинавские государства), народный за­щитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и др.

6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о при­нятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние пред­ставляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, ин­ститутов. Посредством информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и локализировать, смягчить их.

Возможно выделить и иные методы осуществления функций государства, но названные являются ключевыми, основополага­ющими для функционирования государства.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»

Тема № 6. Государственный механизм (аппарат)

Вид занятия: лекция

Время: 2 часа (90 мин)

Категории обучающихся: курсанты, слушатели, студенты 1 курса (очной и заочной форм обучения)

Воронеж-2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: