Сущность задачи и особенности розничной торговли

«Розничная торговля: сущность, особенности. Типы розничных предприятий и формы продаж».

Розничная торговля конца XX – начала XXI в. – это сложный многоуровневый и предельно консервативный бизнес. Ее основными чертами является тесная связь с потребителем (вовлеченность последнего в процесс создания услуги), низкая мобильность услуг (локализация бизнеса), высокая интерактивность операций (частота контактов с покупателями) и устоявшийся состав затрат. Покупатели склонны считать, что розничная торговля – это всего лишь продажа товаров через магазины, однако это ещё и предоставление услуг: посещение кинотеатра, обследование у врача, стрижка у парикмахера, прокат видеокассет и т.д.

Следовательно, розничная торговля – это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Любое заведение, чья деятельность подходит под это определение, занимается розничной торговлей. Причем совершенно неважно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по каталогам, через торговый автомат или Интернет) и где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

Розничный торговец – это компания, продающая потребителям товары и услуги, предназначенные для личного пользования, последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и по­купателей.

Розничные торговцы выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг. Они формируют соответствующий потребностям целевых групп покупателей ассортимент, дробят крупные партии товаров, поступающие от производителей, осуществляют хранение товарных запасов и предоставляют услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров.

Формирование торгового ассортимента. Производители специализируются на изготовлении отдельных типов продуктов. Если бы на рынке присутствовали только собственные магазины производителей, торгующие соответствующими товарами, потребителям пришлось бы немало побегать, прежде чем закупить все необходимые к обеду продукты.

Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговцам большие партии товаров в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговцы предлагают продукты в количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей и домохозяйств. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.

Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговцы создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются. Если бы потребителям пришлось создавать собственные запасы, они были бы вынуждены вкладывать дополнительные средства в резервные товары, отводить площади под хранение и т.д. Но поскольку обязательства по хранению запасов берёт на себя розничный торговец, потребители держат дома лишь небольшое количество товаров, зная, что их всегда можно приобрести в магазине.

Предоставление услуг. Розничные торговцы предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров. Торговля демонстрирует имеющиеся у неё товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать ещё до того, как они совершат покупку. Специально обученные работники готовы в любой момент ответить на вопросы покупателей и сообщить дополнительную информацию о товаре.

Помимо вышеперечисленных основных функций, розничный торговец выполняет множество сопутствующих: изучает спрос, заключает договоры на поставку товаров, организует их доставку из мест их производства в места потребления, обеспечивает их сохранность и т.д. Тем самым розничный торговец обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальными затратами времени и сил приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или проживания и в необходимом количестве. Все это увеличивает ценность товаров и услуг для покупателей, и они согласны платить большую цену, а не покупать у производителя.

Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях, в отличие от оптовых предприятий имеет особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что розничный рынок – это потребительский рынок, где покупатели приобретают товары и услуги для личного потребления. Здесь представлено огромное количество предприятий, которые отличаются друг от друга по уровню доходов и потребления, социальному положению, образованию и другими признаками. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свой, специфические способы и методы розничной продажи.

Именно в магазинах и других предприятиях розничной торговли осуществляется признание или непризнание товара или услуги конечным потребителем. Поэтому работники розничных торговых предприятий в своей коммерческой деятельности должны учитывать все отличительные особенности покупателей. Успех коммерческой работы в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно работники смогут разобраться, в требованиях покупателей и удовлетворить их. Большое влияние оказывают также применяемые методы розничной продажи товаров, состояние и размещение розничной торговой сети и другие факторы.

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, которые приспособлены для наилучшего обслуживания покупателей, для подбора и формирования торгового ассортимента товаров. В магазинах имеются возможности оперативного изменения торгового ассортимента в соответствии с изменившимся спросом населения; возможности постоянного изучения и учёта потребительских запросов покупателей. Обслуживающий персонал розничных торговых предприятий обладает умением предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Для того чтобы обеспечить успешную реализацию товаров конечным потребителям, на розничных торговых предприятиях проводится повседневная работа по изучению и прогнозированию покупательского спроса населения. С этой целью в магазинах организуется учёт розничной продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, а также регистрации неудовлетворённого спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров. Учитывая, что эта работа достаточно сложная и трудоёмкая, учёт движения товаров широкого ассортимента возможен лишь на основе использования современной компьютерной техники (кассовых терминалов и т.п.).

Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий. Её деятельность в связи с этим относится преимущественно к сфере малого бизнеса. Согласно установленным критериям численности работающих в предприятиях розничной торговли большая часть предприятий в торговле отнесена к малым предприятиям. От руководителей этих предприятий требуются большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.

Изменение форм собственности в торговле в период перестройки привело к резкому увеличению самостоятельности торговых предприятий. В положительную сторону изменилось отношение каждого работника к своему делу – к помещениям магазина, его оборудованию, товарам, к сохранности. Коммерческая инициатива и предприимчивость получили широкий простор в организации продажи товаров.

Важным элементом коммерческой работы по розничной продаже товаров является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия. В розничной торговле действуют внутри- и межотраслевые объединения и фирменные торговые предприятия товаропроизводящих отраслей.

Сеть фирменных магазинов реализует товары предприятий лёгкой и текстильной промышленности, продукцию хлебозаводов, мясокомбинатов, молокозаводов. Произошел процесс универсализации торговых предприятий, выросло число смешанных магазинов. Сохранилась узкая специализация магазинов, торгующих товарами повседневного спроса (например, магазины «Хлеб», «Молоко» и др.). Сильно уменьшилось число овощных магазинов, а продажа плодоовощной продукции переместилась из магазинов на рынки и уличную торговлю.

В период рыночных реформ многие предприятия розничной торговли были перепрофилированы. Они произвольно изменили сложившийся торговый профиль, исключили из ассортимента товары повседневного спроса. Органами регулирования торговли были приняты меры для сохранения профиля розничных торговых предприятий, чтобы население бесперебойно обеспечивалось необходимыми товарами. Были разработаны рекомендуемые ассортиментные перечни товаров первой необходимости и налажен контроль за их соблюдением. Все эти меры способствовали развитию и совершенствованию розничной торговли в рыночных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: