double arrow

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота

Розничный товарооборот торгового предприятия (организа­ции) является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фон­ды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику то­варооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с ана­лизом развития розничного товарооборота города (области, района) и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых то­варов, повышению качества обслуживания покупателей. Одно­временно исследуют закономерности развития розничного това­рооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами по­требления на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами — по непродовольственным позво­ляет изучить и оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах.

При анализе динамики розничного товарооборота необходи­мо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Средне­годовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

где Трост — среднегодовой темп роста изучаемого показателя за п лет; Хn изучаемый показатель в отчетном периоде; X0 — изучаемый показатель в базисном периоде; п — число периодов.

Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее), и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материаль­но-технической базы торговли, т.е. интенсивных факторов. Для определения товарооборота торговой фирмы по сопоставимому числу магазинов составляют специальную аналитическую таблицу.

При анализе динамики товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий важно правильно оп­ределить базисный год. Он, в частности, может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значи­тельное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно-структурные изменения в составе предприятия (торговой организации).

Если имеется необходимая информация, то анализ рознич­ного товарооборота по месяцам и кварталам должен проводиться и в сопоставимой оценке.

Равномерность развития товарооборота торгового предпри­ятия можно более углубленно проанализировать, используя дан­ные табл. 1.3.

Товарооборот фирмы «Торговый дом» распределялся по квар­талам неравномерно. Наиболее напряженным был четвертый квартал, наименее напряженными — первый и второй. Планом предусматривалось некоторое снижение напряженности в раз­витии розничной реализации товаров. Однако это задание не выполнено.

Для оценки равномерности и ритмичности развития товаро­оборота следует изучить выполнение плана и его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы.

Необходимо также проанализировать динамику равномер­ности развития розничного товарооборота торгового предпри­ятия за последних три года по месяцам, кварталам и полугоди­ям. Результаты анализа равномерности развития товарооборота в динамике оформляют в виде специальной таблицы.

Для определения равномерности развития розничного това­рооборота целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам (рис. 1.1), исчислить и проанализировать ко­эффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

Коэффициент ритмичности определяют от­ношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием план товарооборота выполнен в девяти месяцах из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9: 12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %. Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (v):

где X— процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; X — процент вы­полнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по ана­лизируемому показателю за год; п — число месяцев (кварталов) изучае­мого периода.

Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оце­нить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэф­фициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:

Kравн = 100-v.


Проанализируем равномерность выполнения плана рознич­ного товарооборота по месяцам отчетного года; предварительно определив среднее квадратическое отклонение:

Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года по торго­вому предприятию равен:

Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчет­ный год было равномерным на 98,2 % (100,0 — 1,8).

После изучения общего объема розничного товарооборота пе­реходят к анализу его состава. По составу розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый от­пуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров насе­лению включает их реализацию за наличный и безналичный рас­чет и в кредит. Розничный товарооборот также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу само­обслуживания, с использованием других прогрессивных форм об­служивания покупателей и традиционных методов торговли), по месту реализации товаров (продажа товаров через магазины, па­латки, ларьки, киоски, развозную и разносную торговлю). Анализ состава товарооборота проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в част­ности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем объеме розничного товарооборота. Изучение продажи то­варов населению в кредит, кроме того, проводят с использованием натуральных измерителей. Анализ состава товарооборота проводят как в срав­нении с данными плана, так и в динамике. Если по составу товаро­оборота отсутствуют плановые данные, то его изучают в динамике за ряд лет.

Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому следует изучить степень выполнения плана и динамику розничной реализации по от­дельным товарам и товарным группам, обеспечение бесперебой­ной торговли, соблюдение ассортиментного перечня (минимума) в отделах и секциях магазинов, удовлетворение спроса покупате­лей на отдельные товары. Анализ ассортимента и структуры роз­ничного товарооборота обычно проводят по 35 продовольствен­ным и 61 непродовольственной товарным группам (в таком же разрезе, как составляется «Отчет по розничной торговле»). Если анализ проводят с использованием простейшей вычислительной техники, то все товары могут быть сгруппированы в 10—15 товарных групп. При выполнении аналитических работ на ЭВМ с использованием других современных технических средств и новейших компьютерных технологий изучение розничной реализации товаров должно проводиться в развернутом ассорти­менте. Анализ продажи товаров культурно-бытового и хозяйст­венного назначения следует проводить с использованием не только стоимостных, но и натуральных показателей (по данным форм № 3-торг «Отчет о продаже и запасах товаров» и № 3-торг «Отчет о розничной торговле

Изучение ассортимента и структуры розничного товарообо­рота должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на от­дельные товары в различные периоды года.

При анализе торговой деятельности предприятий необходи­мо проверить соблюдение магазинами ассортиментного мини­мума на товары, правил торговли, изучить качество и культуру обслуживания покупателей.

Анализ розничного товарооборота проводят также по каждо­му торговому предприятию, а внутри их — по отделам, секциям, бригадам, филиалам. С целью выявления и устранения недос­татков в торговой деятельности прежде всего изучают работу подразделений, не выполнивших план товарооборота, с низкими темпами развития розничной реализации товаров. Такое положение может быть результатом недостатков в снабжении товарами, ор-. ганизации торговли, рекламе, завышения планов по розничному товарообороту, длительного закрытия магазинов для проведения инвентаризаций и проверок, текущего и капитального ремонтов и т.п. Особое внимание уделяют изучению результатов работы торговых предприятий, добившихся высоких темпов роста това­рооборота, что позволяет проанализировать и обобщить передо­вой опыт хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: