Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства

Финансы как экономическая и юридическая категория

Понятие финансов и финансовой деятельности государства.

Лекция 1. Финансовая деятельность государства.

Конструктивные и технологические элементы резьбы

Выносной элемент

 
 


 
 


Для выполнения прямоугольной резьбы необходимо проставить размеры непосредственно на чертеже, или выполнить выносной элемент и проставить на нем размеры, необходимые для изготовления.

Резьбы метрическая. трапецеидальная, трубная цилиндрическая, трубная коническая имеют конструктивные и технологические элементы, связанные с изготовлением резьбы, к которым относятся сбег, недорез, проточка и фаска (размеры которых зависят от шага резьбы (Р).

Проточка - поверхность, выточенная на месте сбега резьбы и предназначенная для выхода резьбонарезного инструмента при изготовлении наружной и внутренней резьбы.

Прямоугольная

Финансы являются исторической категорией. Они возникли еще во времена рабовладельческого общества в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин "финансы" происходит от латинского, что означает денежный платеж.

С XVII в. термин «финансы» получает международ­ное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства. Современная наука рассматривает финансы в нескольких аспектах:

1. Как со­вокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

2. Как фонды де­нежных средств, мобилизованных государством для осуществления свих функций.

Существование финансов неразрывно связано с товарно-денежными отношениями, развитие которых обусловлено общественным разделением труда, наличием различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых формах хозяйственной, в том числе предпринимательской, деятельности, внешнеэкономическими связями и т.п.

Финансы являются многосторонним и сложным явлением, характеризуется различными существенными признаками, имеет определенные качества и формы проявления. Финансы - это особая сфера экономических отношений. Их содержание, характер использования, закономерности развития определяются социально-экономическими отношениями, приваливают в государстве, природе и функциями государства.

Финансы - это не просто деньги, доходы или расходы. Финансы - это совокупность отношений, между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Посредствам финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Таким образом финансы Украины – это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и нужд населения.

Получая нормативно-правовое закрепление, отношения в сфере финансовой деятельности становятся уже объектом исследования юриспруденции.

Наиболее весомой гарантией государственного суверенитета является финансово-экономическая мощь государства. Государство должно быть крупным собственником национальных богатств, уметь накапливать для своего бюджета средства за счет стабильности, эффективности общественного производства, умелого управления и эффективности собственного производства, проведения разумной ценовой, кредитно-денежной и валютной политики, накапливать капитал за счет международной торговли, бартера, недопущения военных действий, подрывающих экономику государства, надежно защищать объекты государственной собственности, обеспечивать своим гражданам право на труд.

На современном этапе развития Украины, в процессе перехода к рыночным отношениям, значение финансовой деятельности для страны возрастает, на основании того что именно данный вид деятельности государства обеспечивает стабильное развитие экономики.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по образованию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств, в целях выполнения задач и функций государства.

Характеризуя финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления, следует отметить принципы ее осуществления. К ним относятся общеправовые, отраслевые, межотраслевые принципы и принципы отдельных правовых институтов данной отрасли права.

П.С. Пацуркивский определял принципы финансовой деятельности государства как основополагающие идеи, гарантирующие непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивающие взаимосвязь финансового законодательства и финансовой политики, выступающие своеобразной основой всго дальнейшего нормотворчества в этой сфере общественных отношений.

К общеправовым принципам относят: принцип верховенства права, равенство всех форм собственности, право собственности народа Украины на природные объекты, принцип законности и другие принципы, заложенные в Конституции Украины.

Принцип законности - выражается в том, что процесс создания, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами законодательства в сфере финансового права. Соблюдение данных мер обеспечивает возможность применения мер государственного принуждения в случае их невыполнения.

Они являются определяющими для формирования отдельных отраслевых наук.

В свою очередь непосредственно отраслевые принципы являются базовыми для определения круга субъектов, участвующих в таких отношениях, и объектов правового регулирования этих отношений. В частности, как определял

К отраслевым принципам финансовой деятельности относятся:

1) Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельнсоти проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания приятых правовых актов, отчетов о их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельсти, а так же решений государственных органов. Например, Закон Украины "О Государственном бюджете Украины" на текущий год принимается путем открытого парламентского обсуждения и голосования и публикуется в средствах массовой информации. Согласно Закону Украины "О банках и банковской деятельности" банки обязаны публиковать в СМИ ежеквартально отчеты о своей деятельности, капитал и т.д.;

2) основан на конституционном принципе разделения властей принцип распределения функций между представительными органами и органами исполнительной власти в сфере финансовой деятельности. Согласно Конституции Украины Государственный бюджет Украины принимается исключительно в форме закона Верховной Радой Украины. Кабинет Министров Украины является центральным органом исполнительной власти и организует составление проекта закона о государственном бюджете, исполнение принятого основного финансового плана государства и готовит отчетность о его выполнении;

3) принцип приоритета представительных органов государства и местного самоуправления перед исполнительными органами. Этот принцип и предыдущий взаимосвязаны и дополняют друг друга;

4) принцип приоритета публичных расходов над доходами. Это один из определяющих принципов, который отделяет государственные и частные финансы, поскольку для последних характерна определяющая роль прибыли при формировании расходов. Этот принцип базируется на положении о том, что осуществление государством его задач и функций объективно не может находиться в прямо пропорциональной зависимости от объема доходов государственной казны. Для государства расходы являются первичными, а доходы - вторичными;

5) Принцип учета и контроля предполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета (постановление Кабинета Министров Украины №25 1993 года «Об организации бухгалтерского учета в Украине»), а также осуществление специально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Исходя из данного принципа можно отметить, что финансовому контролю подлежит процесс расходования государственных средств, своевременность и полнота мобилизации государственных ресурсов, соблюдение ими правил учета и отчетности, законность доходов и расходов различных звеньев финансовой системы.

6) Принцип плановости финансовой деятельности означает, что каждая сфера этой деятельности базируется на основе финансово-плановых актов, требования к которым закреплены в соответствующих нормативных актах. Государство не может нормально функционировать и развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год

К другим принципам финансовой деятельности государства можно отнести принцип здоровых финансов, принцип единства финансовой и денежной системы государства, принцип финансовой безопасности государства, принцип межотраслевого характера финансовой деятельности государства, принципы компетентности и самостоятельности в сфере финансовой деятельности органов местного самоуправления в установленных действующим законодательством пределах, принцип гласности, плановости, целевого использования финансовых ресурсов.

Принцип здоровых финансов - обязательное ежегодное равновесие между бюджетными доходами и расходами, поскольку дефицитность государственного бюджета - серьезное препятствие для устойчивого развития экономики, причина роста государственных долгов и инфляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: