Структура финансово-правовых норм

Классификация финансово-правовых норм

Признаки финансово-правовых норм.

Могут быть разделены на общие, присущие нормам всех отраслей права, и специальные, характеризующие специфику норм финансового права. К первым относятся государственная природа, нормативность, т.е. общий (абстрактный, модельный) характер, общеобязательность, формальная определенность, системность, государственная защита.

К специальным признакам финансово-правовых норм можно отнести следующие:

- они регулируют общественные отношения в особой сфере – в сфере публичной финансовой деятельности;

- в подавляющем большинстве имеют императивный характер, т.е. представляют собой категорические предписания, жестко определяющие рамки дозволенного и должного поведения субъектов финансового права. При этом в отличие от гражданского права (как и большинство других частноправовых отраслей) участники финансово-правовых отношений не могут самостоятельно, по своему усмотрению изменять предписания финансово-правовых норм;

- в содержании финансово-правовых норм преобладают позитивные обязывания;

- санкции финансово-правовых норм носят, как правило, имущественный характер[12].

По содержанию финансово-правовые нормы делятся на три основных вида:

- обязывающие нормы предусматривают совершение субъектом определенных действий активного характера, например: встать на учет в налоговых органах, уплачивать законно установленные налоги и сборы. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к субъекту применяются различного рода меры государственного принуждения.

- запрещающие нормы содержат императивное требование воздержаться от совершения определенных действий в финансовой сфере под угрозой применения санкций со стороны государства. Таким образом, они в категоричной форме устанавливают виды действий, совершение которых запрещено государством. От участника финансово-правовых отношений в данном случае требуется пассивное поведение, т.е. отказ от определенных активных действий. Например, запрещено грубо нарушать правила учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения; данное действия образуют состав налогового правонарушения, предусмотренный ст. 120 НК РФ.

- дозволяющие нормы позволяют субъектам использовать свои субъективные права в сфере финансово-правовых отношений. Так, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы, получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Дозволяющие нормы представляют участникам финансово-правовых отношений возможность самим решать, реализовать или нет в конкретной ситуации нормативное предписание. Субъективное право - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо.

Помимо указанных типов существуют и специализированные финансово-правовые нормы. К ним относятся:

- нормы-дефиниции, содержащие определение какой-либо юридической категории, используемой в правотворческом процессе. Например, в ст. 11 НК РФ нормативно определены основные институты, понятия, термины налогового законодательства;

- оперативные нормы, определяющие вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц иных финансово-правовых норм (нормы о нормах);

- нормы-принципы, устанавливающие правовые основы тех или иных финансово-правовых институтов. Например, гл. 5 БК РФ содержит нормы, раскрывающие принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Можно выделить и так называемые нормы-рекомендации. Они не обеспечены финансовыми санкциями и являются своеобразными предложениями субъектам финансового права действовать наиболее целесообразным, сточки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер, широкое использование участниками финансового права в своей деятельности рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер.

По степени определенности финансово-правовые нормы можно разделить на императивные (их подавляющее большинство) и диспозитивные. Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующие независимо от воли и желания, усмотрения субъектов права. Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия их взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В зависимости от предмета регулирования финансово-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание финансово-правовых отношений, а именно юридические факты, правовой статус субъектов, права и обязанности, принципы и структуру финансовых институтов. Процессуальные устанавливают правовые формы финансовой деятельности – финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, юрисдикцию. Процессуальные нормы обеспечивают Формализованность финансовой деятельности и имеют чрезвычайно важный характер, поскольку несоблюдение даже незначительных процессуальных аспектов зачастую влечет существенные правонарушения, придавая финансовым операциям незаконный характер.

Подобно нормам других отраслей права финансово-правовая норма включает в себя: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза устанавливает юридические факты (действия, события, состояния), при наступлении которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция финансово-правовой нормы. Таким образом, гипотеза закрепляет условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности в реальной жизни осуществляются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обуславливающих начало действия нормы.

Диспозиция определяет непосредственное содержание нормы – запрет, субъективное право или обязанность субъектов финансового права. Если диспозиция запрещающих и обязывающих норм императивно предписывает (требует) от субъектов совершения определенных действий или отказа от их совершения то диспозиция управомачивающей финансово-правовой нормы предлагает (дозволяет) совершить действия по реализации соответствующего правомочия.

Санкция финансово-правовой нормы предусматривает принудительные меры воздействия, которые применяются государством в случае нарушения диспозиции нормы кем-либо из участников финансовых правоотношений. Таким образом, санкции – это меры принуждения или иные негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Правонарушение может выразиться в неисполнении юридических обязанностей или несоблюдении запрета. Санкции финансово-правовых норм носят имущественный и, как правило, денежный характер: штраф, пеня, блокировка расходов и т.д. Возможны и санкции личного характера, например, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, отзыв (аннулирование, приостановление) лицензии, т.е. лишение специального права. Финансово-правовые санкции содержат элементы правовосстановительного и штрафного характера. К первым относятся взыскание недоимки, пеня, ко вторым – санкции штрафного характера. Управомочивающие финансово-правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Общая структура финансово-правовой нормы строится согласно следующей модели: «Если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)». Норма, непосредственно содержащая все три элемента, называется полной. Так, норма, предусмотренная ч. 2 ст. 128 НК РФ, является полной и может быть представлена следующим образом: а) если лицо выступает свидетелем по делу о налоговом правонарушении (гипотеза); б) то ему запрещены неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (диспозиция); в) иначе с правонарушителя взыскивается штраф (санкция).

Полные нормы встречаются крайне редко. Обычно в одной статье (или в одном нормативном акте) не содержатся все три элемента. Норма, отдельные части которой «разбросаны» по одному или нескольким нормативным актам, называется логической. Чтобы сформулировать единую, цельную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование с использованием знаний основных правил юридической техники[13]. Например, выведем логическую норму на основе отдельных статей НК РФ о правовом статусе налогового агента.

Структура логической финансово-правовой нормы

Ст. Отдельные элементы логической нормы Логическая норма
п.3ст. 24 Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Если лицо является налоговым агентом, то оно обязано своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, иначе (при неправомерном неперчислении сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению) с него взыскивается штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению
п.5 ст.24 За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ
Ст. 123 Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: