Вопрос 4. Ограничение правового статуса личности

Признание за личностью широкого спектра прав и свобод не означает ее абсолютной свободы, поскольку это привело бы к беспредельным социальным притязаниям, к появлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконеч­ным межличностным конфликтам, столкновениям индивидуальных и объек­тивных общественных интересов. В своем воплощении права и свободы не могут не иметь разумных границ. Поэтому личность, безусловно, имеет не только определенные права по отношению к государству и обществу, но и несет соответствующие обязанности перед ними. И в этом смысле ее права оп­ределенным образом ограничены.

В самом общем виде это положение сформулировано как конституцион­ное требование исполнения конституции и законов государства. Существуют также и конституционные обязанности граждан: платить налоги, служить в армии или на альтернативной службе. Некоторые конституции (например, Германии) устанавливают, что гражданин обязан защищать конституцион­ный строй и свободный демократический порядок. В свою очередь, государ­ство имеет определенные права по отношению к личности, возлагает на нее обязанности. Оно вправе требовать от индивидов соответствующего поведе­ния, которое предусмотрено правовыми нормами, и при отклоняющемся по­ведении может применять санкции.

Кроме того, следует отметить, что правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия убеждение, стимулирование, обязывание, запрещение и т.д. Реализация перечисленных методов в ряде случаев предполагает использование механизма государственного принуждения, при­менение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно ограничением правового статуса личности. Однако, допуская возможность, а в определенных случаях и необходимость государственного вмешательства в сферу частных и корпоративных интересов, следует помнить о том, что государство не может использовать это право произвольно. Интере­сы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных зако­ном, и в порядке установленных законом процедур. Более того, государство (посредством компетентных государственных органов и должностных лиц), направляя свою правоохранительную деятельность на ограничение правового статуса личности, в свою очередь, оказывается ограниченным, «связанным», рядом требований, основными из которых являются следующие:

- законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятель­ность, которая основывается на принципе: «Разрешено лишь то, что раз­решено законом»;

- установление принципа: «Разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим принципом не является правонарушением дея­ние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.

В качестве своеобразного сдерживающего фактора, как уже было отмече­но, следует рассматривать исчерпывающий перечень ситуаций, предусмотрен­ных действующим законодательством, в рамках которых государство может в принудительном порядке ограничивать правовой статус личности. Общие положения по данным вопросам содержатся прежде всего в международно-правовых актах. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека устанавли­ваются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина:

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором толь­ко и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен под­вергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключи­тельно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противо­речить целям и принципам Организации Объединенных Наций».

В числе критериев законного ограничения прав и свобод Пакт о граждан­ских и политических правах выдвигает охрану здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 19, 21) и др. Этот вопрос регламентирован и в россий­ском законодательстве. Так, в Основном Законе Российской Федерации ус­тановлен запрет на злоупотребления правами и свободами (ч. 3 ст. 17). В со­ответствии с Конституцией, допускаются их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства (ч. 3 ст. 55). Особо выделена статья о чрезвычайном положении (ст. 56), в условиях которого может устанавливаться определенное сужение правовых возможностей личности. Известное сужение прав и свобод наблюдается на основании применения к правонарушителям мер юридической ответственно­сти, особенно уголовной в виде лишения свободы и др.

Обобщив вышеизложенное, можно выделить круг обстоятельств, при ко­торых государство в правовом порядке может принудительно ограничивать правовой статус личности. К таким обстоятельствам относятся:

- чрезвычайные ситуации (объявление карантина вследствие эпидемии, вве­дение режима чрезвычайного положения вследствие стихийного бедствия, социального катаклизма, катастрофы техногенного характера и т. д.);

- ситуации, обусловленные «государственной целесообразностью» (взыс­кание налогов, обязательная служба в армии, ограничения таможенного характера и т. д.);

- ситуации, предусматривающие государственное вмешательство по ини­циативе заинтересованного лица (группы лиц). Как правило, такие си­туации возникают при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т. д.);

- ситуации, возникающие вследствие адекватной реакции государства на правонарушение (лишение свободы, принудительные работы и др.).

Следует особо подчеркнуть, что Конституция России, допуская возмож­ность ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина, вместе с тем определяет перечень «абсолютных» прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это, к примеру, право на гражданство, право на уважение достоинства личности, право на правосудие и т. д.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: